Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 1.7 КоАП РФ


Статья 1.7 КоАП РФ. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени (действующая редакция)

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Статья 1.6
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением
Статья 1.8
Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

Комментарий к ст. 1.7 КоАП РФ

Комментируемая ст. 1.7 КоАП РФ устанавливает порядок действия законодательства об административных правонарушениях во времени.

Время действия нормативно-правового акта означает такой период времени, в течение которого появление определенных юридических фактов, предусмотренных в качестве гипотезы правовой нормы, обязано порождать, изменять или прекращать административно-правовые отношения.

Временем совершения правонарушения целесообразно считать время наступления негативных последствий как результата противоправного деяния, либо окончание срока исполнения той или иной обязанности, если данная обязанность не была исполнена, либо время обнаружения правонарушения.

Время производства по делу об административном правонарушении включает временной отрезок, необходимый уполномоченным органам и должностным лицам для установления всех обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, и вынесения постановления по делу. Если к моменту начала производства по делу об административном правонарушении или в процессе данного производства в законодательстве об административных правонарушениях произошли изменения, то применению подлежат новые нормы.

Согласно ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Часть 2 ст. 1.7 КоАП РФ содержит специальное правило действия законодательства об административных правонарушениях во времени, которое применяется только в тех случаях, когда вступил в силу закон, который смягчает или отменяет административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение.

То есть норма п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ предписывает применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, и не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, полномочий, которые позволяли бы ему в случае обращения лица с заявлением о пересмотре неисполненного постановления о привлечении к административной ответственности не применять этот закон (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2012 по делу N А46-10589/2011).

Под формулировкой "иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение" следует понимать любые указания закона, которые облегчают ответственность таких лиц (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 N 13АП-22846/2015).

Некоторые суды при этом отмечают, что указанное положение применяется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, не в порядке усмотрения, а императивно, т.е. в обязательном порядке (Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2016 по делу N А39-7089/2015).

Исходя из указанного, по нашему мнению, следует вывод о том, что для применения положений нового закона, смягчающего ответственность за административное правонарушение, подавать ходатайство заинтересованному лицу не требуется.

Однако суды допускают подачу заинтересованными лицами ходатайств о применении нового закона, смягчившего административную ответственность. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 N 2174/11 было отмечено, что ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ предписывает применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, и не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, полномочий, которые позволяли бы ему в случае обращения лица с заявлением о пересмотре неисполненного постановления о привлечении к административной ответственности не применять этот закон. Следовательно, непринятие мер по применению нового закона, смягчающего административную ответственность, по ходатайству лица, привлеченного к ответственности, является бездействием органа (должностного лица).

ПРИМЕР.

_______________________________________

(судье, органу, должностному лицу,

рассматривающему дело об

административном правонарушении)

адрес: _______________________________,

телефон: ___________, факс: __________,

от ____________________________________

(Генеральный директор

(наименование юридического лица),

Ф.И.О. индивидуального предпринимателя,

Ф.И.О. гражданина

адрес: _______________________________,

телефон: ___________, факс: ___________

Ходатайство

о применении положений закона, смягчающего административную

ответственность за совершенное административное правонарушение

"___" __________ ______ г. ________________________________________________

(наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального

предпринимателя, Ф.И.О. гражданина, привлеченного

к административной ответственности)

был(-о) привлечен(-о) _____________________________________________________

(судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело

об административном правонарушении)

к административной ответственности по __________ КоАП РФ за совершение

действий, выразившихся в __________________________________________________

_____________, что подтверждается протоколом (постановлением) о привлечении

к административной ответственности от "___" ___________ _____ г. N _______.

Пунктом (частью) ______ статьи ________ Федерального закона "__________

___________________" от _________ _____ г. N ______, который вступил в силу

________, ответственность за совершение административного правонарушения по

КоАП РФ была смягчена ____________________________________________________.

(указать, в чем выразилось смягчение ответственности

по указанному выше составу правонарушения)

Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий

административную ответственность за административное правонарушение либо

иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное

правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо,

которое совершило административное правонарушение до вступления такого

закона в силу и в отношении которого постановление о назначении

административного наказания не исполнено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 1.7 и ст. 24.4

КоАП РФ, __________________________________________________________________

(наименование юридического лица, Ф.И.О. индивидуального предпринимателя,

Ф.И.О. гражданина, привлеченного к административной ответственности)

ходатайствует о применении в отношении себя новых положений - пункта

(части) статьи _________ Федерального закона "____________________________"

от _________ _____ г. N ____, ______________, смягчающих административную

ответственность за совершенное правонарушение по КоАП РФ.

Приложение:

1. Копия протокола (постановления) о привлечении к административной

ответственности от "__" _________ _____ г. N ___.

2. Доверенность представителя от _________ _____ г. N ___ (если

ходатайство подписывается представителем заявителя).

"__" _________ _____ г.

Заявитель (представитель):

___________/ ____________/

(подпись) (Ф.И.О.)

При отмене закона, установившего административную ответственность, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по данному основанию. То есть в случае, если в период после составления протокола об административном правонарушении, но до вынесения постановления о применении административной ответственности обязанность, неисполнение которой влечет применение административной ответственности, отменена принятием закона, следует признавать факт отсутствия объекта правонарушения по состоянию на день вынесения постановления о применении административной ответственности и применять норму ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 N 15230/11).

Согласно ч. 2.1 ст. 1.7 КоАП РФ в случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (ч. 3 ст. 1.7 КоАП РФ).

Отметим, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело (ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ).

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"
АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ