Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 15.15.12 КоАП РФ


Статья 15.15.12 КоАП РФ. Нарушение запрета на размещение бюджетных средств (действующая редакция)

Нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Статья 15.15.11
Нарушение сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств
Статья 15.15.13
Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга

Комментарий к ст. 15.15.12 КоАП РФ

Комментируемая ст. 15.15.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление.

Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются финансовые интересы государства, установленный правопорядок размещения бюджетных средств.

Объективная сторона правонарушения по ст. 15.15.12 КоАП РФ выражается в нарушении установленного в бюджетном законодательстве запрета на размещение и (или) порядка размещения бюджетных средств на банковских депозитах либо запрета на передачу их в доверительное управление.

На основании ст. 236 Бюджетного кодекса РФ размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.

Кроме того, на основании п. 14 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Следует иметь в виду, что действие ст. 236 Бюджетного кодекса РФ не распространяется на Российскую Федерацию, а также на субъекты Российской Федерации в части размещения бюджетных средств на банковских депозитах, в бюджетах которых расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. Порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 24.12.2011 N 1121 "О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах", Приказ Казначейства России от 20.03.2012 N 3н "Об утверждении Порядка работы по размещению средств федерального бюджета на банковских депозитах"). Срок размещения бюджетных средств на банковских депозитах субъектами РФ не может превышать шесть месяцев.

Средства федерального бюджета могут быть размещены на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в порядке, определенном Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1495 "О Правилах размещения средств федерального бюджета на депозитах в государственной корпорации Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Субъектами правонарушения по ст. 15.15.12 КоАП РФ являются должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Дела об административных правонарушениях по комментируемой статье рассматривают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере - Федеральное казначейство (ч. 3 ст. 166.1 Бюджетного кодекса РФ) и органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (ст. ст. 23.7, 23.7.1 КоАП РФ):

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере, их заместители;

4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и их заместители.

В случае, связанном с применением дисквалификации, дела рассматриваются судом в соответствии с п. 2 ст. 23.1 КоАП РФ.

Протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.12 КоАП РФ вправе составлять должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также инспекторы Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации (пп. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

В случае если дела об административных правонарушениях по ст. 15.15.12 КоАП РФ возбуждены инспектором Счетной палаты Российской Федерации либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля, они рассматриваются судьями.

Следует учитывать, что, как разъяснено письмом Федерального казначейства России от 27.10.2017 N 07-04-05/09-826 "О сроках давности привлечения к административной ответственности", срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.15.12 КоАП РФ, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год (см.: Постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 07.05.2018 N 4А-991/2018).

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 15-20. ТОМ 1"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А, 2019. Издательство "РосБух"
АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ