Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 7.23 КоАП РФ


Статья 7.23 КоАП РФ. Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами (действующая редакция)

Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 7.22
Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
Статья 7.23.1
Утратила силу с 1 мая 2015 года. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 263-ФЗ.

Комментарий к ст. 7.23 КоАП РФ

Статьей 7.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Цель статьи - защита интересов населения в области коммунального обслуживания.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере собственности на жилые помещения.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу предоставления коммунальных услуг.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).

В соответствии с Правилами N 354 коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных указанными Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил N 354 определено, что "ресурсоснабжающей организацией" является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод); под "коммунальными ресурсами" понимаются холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно п. 15 ст. 161 Жилищного кодекса РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В соответствии с пп. "в" п. 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 к данным Правилам.

2. Объективная сторона правонарушения представляет собой действия (бездействие) по нарушению нормативов и режима обеспечения населения коммунальными услугами и заключается в невыполнении обязанностей, связанных с обеспечением населения коммунальными услугами соответствующего уровня и соблюдением режима их предоставления (См., например: Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.12.2010 по делу N А46-8390/2010).

Из содержания комментируемой статьи следует, что при наличии заключенного собственниками жилья с управляющей организацией договора управления, соответствующего требованиям ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг. При отсутствии такого договора ответственность за качество поставляемого ресурса возлагается на ресурсоснабжающую организацию.

Согласно приложению 2 СанПиН 2.1.2 2645-10. "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2016 N 64, нормы температуры воздуха в помещениях должны быть в пределе 18 - 24 градусов.

Действия по нарушению нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами посягают на права потребителей - получателей этих услуг.

В особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем при квалификации объективной стороны состава правонарушения следует исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства (см., например: Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 308-АД17-1209 по делу N А32-23486/2016).

Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

При этом необходимо учитывать следующий подход судебной практики.

ПРИМЕР.

Довод Общества о том, что измерения температуры воздуха в спорных помещениях проводились при температуре наружного воздуха +3 °C, то есть с нарушением требований пункта 6.1 ГОСТ 30494-2011, подлежит отклонению в силу следующего.

Действительно, п. 6.1 ГОСТ 30494-2011 установлено, что в холодный период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не выше минус 5 °C. Не допускается проведение измерений при безоблачном небе в светлое время суток.

В соответствии с п. 2.13 ГОСТ 30494-2011, холодным периодом года признается период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8 °C и ниже.

В силу пункта 6.2 ГОСТ 30494-2011 в теплый период года измерение показателей микроклимата следует выполнять при температуре наружного воздуха не ниже 15 °C. Не допускается проведение измерений при безоблачном небе в светлое время суток.

В то же время по смыслу норм ЖК РФ и Правил N 354 потребитель имеет право получать коммунальные услуги надлежащего качества независимо от периода года и погодных условий. Допустимые отклонения параметров качества коммунальной услуги "отопление", предусмотренные Правилами N 354, также не зависят от погодных условий.

При изложенных обстоятельствах необходимость проведения измерения температуры воздуха внутри жилого помещения в холодный период года при температуре наружного воздуха не выше минус 5 °C применительно к жилищному надзору, осуществляемому в целях проверки исполнения управляющей организацией обязанности по предоставлению потребителю коммунальной услуги надлежащего качества, не может носить обязательный характер. Иное сделает фактически невозможным проверку качества оказываемой коммунальной услуги в холодный период года, когда температура наружного воздуха выше минус 5 °C, и в теплый период года, когда температура наружного воздуха ниже 15 °C (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.03.2017 N 02АП-11229/2016 по делу N А82-8306/2016).

Судебная практика исходит из того, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет применение административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, а не по ст. 7.23 КоАП РФ (см., например: Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.09.2016 N 02АП-7745/2016 по делу N А31-6520/2016).

Кроме того, следует учитывать, что различные объекты посягательства имеют составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 14.43 и ст. 7.23 КоАП РФ, что исключает возможность переквалификации вменяемого названному лицу деяния (Постановление Верховного Суда РФ от 02.03.2018 N 18-АД18-14).

ПРИМЕР.

"...общество, как гарантирующий поставщик по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.12.2011 N Д/120-пдо, заключенному с Муниципальным унитарным предприятием "Чегемэнерго", допустило нарушения требований технического регламента при обеспечении населения коммунальными услугами в области электроснабжения, а именно пункта 4.2.2 ГОСТа 32144-2013 "Межгосударственный стандарт. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (медленные изменения напряжения). По данным основаниям административный орган составил протокол от 22.08.2016 N 01-28/20 и вынес оспариваемое Постановление от 05.09.2016 N 01-23/20.

Суды первой инстанции и округа, руководствуясь положениями КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" и ГОСТа 32144-2013, пришли к выводу, что в деянии общества имел место состав правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, а не ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, вследствие чего, с учетом пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", оспариваемое постановление административного органа подлежит признанию незаконным и отмене.

Указанные выводы судов первой инстанции и округа, по мнению Судебной коллегии, нельзя признать верными.

В силу ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ наказуемы действия, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Часть 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

Административным правонарушением по ст. 7.23 КоАП РФ является нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.

Соответственно, совершенное обществом деяние посягает не только на отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов, но и на отношения, связанные с обеспечением населения коммунальными услугами.

Нарушив требования технического регламента, общество, как исполнитель (продавец) коммунальной услуги в области электроснабжения, совершило два административных правонарушения, предусмотренных ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ и ст. 7.23 КоАП РФ, вследствие чего применительно к ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ возможно привлечение к ответственности как по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ, так и по ст. 7.23 КоАП РФ" (Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2018 N 308-АД17-15743 по делу N А20-3145/2016).

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ" разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В связи с этим в материалах судебной практики правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, не рассматривается как малозначительное.

ПРИМЕР.

"Доводы заявителя о прекращении дела за малозначительностью деяния необоснованны, так как нарушения прав потребителя И. носили длительный характер, он неоднократно обращался в ОАО "ЕЭСК" с жалобами на ненадлежащее качество подаваемой энергии, однако, его требования о восстановлении нарушенных прав, игнорировались" (См., например: Постановление N 5-825/2016 от 7 июня 2016 г. по делу N 5-825/2016).

Однако, как показывает практика, возможна и иная позиция судов, в соответствии с которой данное правонарушение является малозначительным.

ПРИМЕР.

"С учетом того, что совершенное ФГКУ "СПСЧ ФПС по ПК" административное правонарушение не повлекло каких-либо последствий (ни должностным лицом административного органа, ни ФГКУ "СПСЧ ФПС по ПК" таких сведений не предоставлено), юридическим лицом предприняты действия, направленные на устранение аварийной ситуации, суд полагает возможным признать совершенное административное правонарушение малозначительным и освободить ФГКУ "СПСЧ ФПС по ПК" от административной ответственности" (решение N 12-474/2016 от 20 сентября 2016 г. по делу N 12-474/2016).

3. Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

К числу субъектов рассматриваемого административного правонарушения судебная практика относит как управляющие компании, так и ресурсоснабжающие организации, которые осуществляют поставку коммунальных ресурсов. Например, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 26.06.2017 N 02АП-3164/2017 по делу N А29-13016/2016 отмечено: "При решении вопроса о том, кто является лицом, ответственным за предоставление некачественной коммунальной услуги, необходимо учитывать не только то обстоятельство, принимаются ли необходимые и достаточные меры для комфортных и благоприятных условий проживания граждан в жилых помещениях со стороны управляющей организации, но и наличие у нее объективной возможности обеспечить добросовестных граждан-потребителей коммунальной услугой в каждой конкретной ситуации".

При этом ст. 7.23 КоАП РФ не персонифицирует ответственность и не связывает ее исключительно с лицом, непосредственно предоставляющим потребителю коммунальные услуги.

ПРИМЕР.

"...суды указали, что административный орган правомерно признал предпринимателя субъектом административной ответственности, поскольку именно он является лицом, на которого возложены функции по осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами и обязанность соблюдать требования Стандартов.

Довод предпринимателя о том, что он оказывал услуги по техническому обслуживанию многоквартирных домов по договору от 18.08.2011 с администрацией муниципального образования Боградский сельсовет и указанный договор по своему содержанию не является договором управления, а предприниматель не является субъектом ответственности, отклонен судами. Администрацией муниципального образования Боградский сельсовет 18.08.2011 и предпринимателем заключены договоры на техническое обслуживание и санитарное содержание, текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого фонда. Предпринимателем также заключены договоры управления многоквартирными жилыми домами, расположенными в селе Боград, с собственниками помещений (квартир). При этом суды установили, что предприниматель осуществлял деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, заключенных с собственниками помещений с сентября 2011 года по настоящее время" (Постановление Верховного Суда РФ от 16.02.2015 по делу N 302-АД14-8479, А74-2494/2012).

4. С субъективной стороны противоправное деяние характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

ПРИМЕР.

Суд посчитал законными основания для привлечения администрации к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, поскольку "Из представленного в материалы дела Устава городского поселения "Город Советская Гавань" следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского поселения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении". Следовательно, на администрацию, как на уполномоченное лицо, возложена обязанность обеспечить потребителей надежным теплоснабжением.

Следовательно, вывод первой инстанции в том, что в действиях заявителя имеется субъективная сторона нарушения, признается обоснованным.

Таким образом, у административного органа имелись законные основания для привлечения администрации к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ" (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2014 N 06АП-7133/2013 по делу N А73-8820/2013).

Следует подчеркнуть, что лица, привлекаемые к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ, должны доказать, что предприняли все зависящие от них меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом.

ПРИМЕР.

"Суды, отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований и признавая постановление административного органа законным, пришли к выводу о доказанности факта нарушения обществом нормативных показателей температурного режима коммунального ресурса и события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ.

При этом суды исходили из того, что при наличии заключенного собственниками помещений в многоквартирном доме с управляющей организацией договора управления ответственность за предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества несет управляющая организация.

Общество не представило доказательств того, что осуществляя функции, возложенные на него п. 2.3 ст. 161, ст. 162 Жилищного кодекса РФ и указанным договором, предприняло все зависящие меры к надлежащему исполнению своих обязанностей по управлению многоквартирным домом, с целью исключения нарушения режима подачи населению коммунальных услуг" (Постановление Верховного Суда РФ от 22.01.2016 N 309-АД15-18151 по делу N А71-5759/2015).

Источник комментария:
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ГЛАВА 1-8. ТОМ 1"
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. КОЛОКОЛОВ А.В. КОЛОКОЛОВА М.Д. ЛИПАТОВ Э.Г. СВЕЧНИКОВА И.В. ЧАННОВА С.Е., 2019. Издательство "РосБух"
АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ