Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 38.1 КВВТ РФ


Статья 38.1 КВВТ РФ. Государственный портовый контроль (действующая редакция)

1. Государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях (далее - государственный портовый контроль) осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей (далее - лица, осуществляющие государственный портовый контроль).

2. Капитан бассейна внутренних водных путей является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, входящую в состав администрации бассейна внутренних водных путей, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и действует на основании положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, должны быть гражданами Российской Федерации и не должны иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Квалификационные и иные требования к капитану бассейна внутренних водных путей устанавливаются положением о капитане бассейна внутренних водных путей.

3. Государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдения на судах и плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных настоящим Кодексом и в соответствии с настоящим Кодексом (обязательные требования).

4. Проверки судов и плавучих объектов, находящихся в бассейне внутренних водных путей, в целях осуществления мероприятий по контролю проводятся лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна внутренних водных путей.

5. Порядок подготовки и содержание плановых (рейдовых) заданий, порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок, порядок централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля, квалификационные и иные требования к лицам, осуществляющим государственный портовый контроль, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6. Капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, являются государственными транспортными инспекторами и имеют право:

1) запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки посещать и обследовать суда и плавучие объекты, находящиеся в бассейне внутренних водных путей, проверять эксплуатационные характеристики судов, их оборудования, конструкций, машин, механизмов;

3) выдавать судовладельцам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

6) принимать решения о временном задержании судна или плавучего объекта до устранения нарушений обязательных требований, выявленных и создающих угрозу безопасной эксплуатации судна или плавучего объекта и (или) безопасности судоходства. Перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или плавучего объекта, и предельные сроки этого задержания устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

7. Если указанные в подпункте 6 пункта 6 настоящей статьи нарушения не могут быть устранены в месте временного задержания судна или плавучего объекта, лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, может быть разрешен переход судна или плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений при условии, что данный переход не создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде либо препятствий судоходству. Порядок и условия выдачи разрешения на переход судна или плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Статья 37 - 38
Утратили силу. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.
Статья 39
Обязанности судовладельцев по охране окружающей среды

Комментарий к ст. 38.1 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья посвящена государственному портовому контролю.

Согласно п. 1 комментируемой статьи государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля (инспекторы ГПК).

Инспекторы государственного портового контроля входят в состав администраций бассейнов внутренних водных путей.

Государственный портовый контроль согласно пояснительной записке к законопроекту N 617780-5 был создан с целью повышения эффективности государственного регулирования в сфере внутреннего водного транспорта <57>. Указанный законопроект с учетом поправок лег в основу Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

--------------------------------

<57> См.: законопроект N 617780-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (о совершенствовании системы государственного управления внутренним водным транспортом, а также о повышении эффективности контрольно-надзорных мероприятий в области безопасной эксплуатации транспортных средств)" // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: http://sozd.duma.gov.ru/bill/617780-5 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Для достижения указанной цели КВВТ приведен в соответствие с современными требованиями обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях. Не все принятые изменения являются бесспорными с точки зрения юридической техники.

В рамках совершенствования системы государственного регулирования и обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях и в речных портах законодателем перераспределены государственные функции между федеральными органами исполнительной власти на внутреннем водном транспорте: федеральной службой и федеральным агентством. На базе уже существовавших государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства были созданы администрации бассейнов внутренних водных путей, которые ранее фактически выполняли функции бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте.

За администрациями бассейнов внутренних водных путей закреплены функции, которые в ранее действовавшей редакции КВВТ были закреплены за бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Кроме того, им передан ряд функций, осуществляемых Ространснадзором, таких, как: государственная регистрация судов в судовых реестрах РФ и реестре арендованных судов, государственная регистрация спортивных парусных судов и дипломирование членов экипажей указанных судов.

При этом администрациями бассейнов внутренних водных путей осуществляется государственный контроль в части судов и плавучих объектов, а Ространснадзором - государственный надзор в части юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В законодательстве нет четкого разграничения понятий "контроля" и "надзора". Исходя из смысловой нагрузки полномочий инспекторов, закрепленных в п. 7.1 ст. 4.1, п. 6 комментируемой статьи, надзор и контроль - это два универсальных средства обеспечения законности в государственном управлении судоходства, имеющих различный источник правового регулирования, а также различный субъектный и объектный состав.

Судебная практика однозначно отклоняет попытки заявителей применить нормы комментируемой статьи к надзорной деятельности Ространснадзора (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2017 г. N 08АП-10053/2017 по делу N А81-1999/2017, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2017 г. N 08АП-689/2017 по делу N А81-5442/2016).

Следует особо обратить внимание, что должностные лица инспекций государственного портового контроля, возглавляемых капитанами бассейнов внутренних водных путей, не имеют прямого отношения к органам Ространснадзора.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи капитан бассейна внутренних водных путей (далее - капитан бассейна) является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, входящую в состав администрации бассейна внутренних водных путей, непосредственно подчиняется Федеральному агентству морского и речного транспорта.

Официальная информация о капитанах бассейнов размещена на сайтах администраций бассейнов внутренних водных путей. В структуре указанных администраций капитан бассейна является первым заместителем руководителя.

Во многих бассейнах внутренних водных путей капитан бассейна возглавляет также структурные подразделения, осуществляющие:

- диспетчерское регулирование движения судов;

- управление и мониторинг движением судов;

- государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов, учет плавучих объектов;

- дипломирование лиц командного состава судов и членов экипажей спортивных парусных судов;

- выдачу удостоверений личности моряка в установленных случаях;

- выдачу лоцманских удостоверений о праве лоцманской проводки судов в бассейне внутренних водных путей;

- выдачу свидетельства о минимальном составе экипажа и др.

Капитан бассейна действует на основании Положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утв. Приказом Минтранса от 17 августа 2012 г. N 314 (далее - Положение о капитане бассейна).

Указанное Положение определяет квалификационные и иные требования к капитану бассейна, а также его функции, полномочия, права и ответственность.

Капитан бассейна должен:

- быть гражданином Российской Федерации;

- не иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

- иметь высшее профессиональное образование;

- иметь стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна внутреннего плавания с главным двигателем мощностью более 550 кВт или морского судна валовой вместимостью более 1 500 т;

- знать обязательные требования к судам, экипажам судов, судовладельцам, установленные КВВТ, процедуры государственного портового контроля, правила технической эксплуатации судов, судовых конструкций, машин и механизмов, международные договоры Российской Федерации в части безопасности судоходства и защиты окружающей среды от загрязнения с судов.

Согласно п. 6 Положения о капитане бассейна капитан бассейна назначается на должность Росморречфлотом по представлению руководителя администрации бассейна внутренних водных путей и по согласованию с Минтрансом на срок не более чем 3 года. Капитан бассейна освобождается от должности так же Росморречфлотом по согласованию с Минтрансом.

В 2012 г. при реформировании системы управления на внутреннем водном транспорте были назначены 15 капитанов бассейнов внутренних водных путей. Все кандидаты прошли аттестационную комиссию Росморречфлота, собеседование в Росморречфлоте и Минтрансе. Учитывались авторитет и достижения кандидатов в профессии, владение региональной спецификой бассейна внутренних водных путей <58>.

--------------------------------

<58> См. подробнее: Безопасности стало больше: интервью с руководителем Росморречфлота // Морские вести России. 2012. N 12. URL: http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=26115&sphrase_id=971886 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Не реже одного раза в 3 года капитаны бассейнов должны проходить обучение, организованное Росморречфлотом.

Полномочия капитана бассейна распространяются на внутренние водные пути и речные порты (причалы), находящиеся в соответствующем бассейне внутренних водных путей.

Следует отметить, что законодательством обеспечивается независимость капитана бассейна. Это следует из нормативного запрета руководителю администрации бассейна внутренних водных путей давать указания капитану бассейна по вопросам, отнесенным к компетенции капитана бассейна, или любым иным образом влиять на выполнение капитаном бассейна функций, отнесенных к его ведению.

За капитаном бассейна закреплены следующие функции:

- организация государственного портового контроля в соответствии с п. 3 комментируемой статьи;

- издание приказов (распоряжений) об утверждении плановых (рейдовых) заданий в соответствии с п. 4 комментируемой статьи;

- взаимодействие и обмен информацией с капитанами других бассейнов по осуществлению государственного портового контроля судов и иных плавучих объектов;

- обеспечение информационного обмена в части централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля в соответствии с п. 5 комментируемой статьи;

- выдача разрешений на переход судна или иного плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений, если нарушения не могут быть устранены в месте временного задержания судна или иного плавучего объекта, в соответствии с п. 7 комментируемой статьи;

- взаимодействие по вопросам, входящим в компетенцию капитана бассейна, с организациями, государственными органами и должностными лицами, осуществляющими деятельность в соответствующем бассейне внутренних водных путей.

Полномочиям капитана бассейна будет уделено внимание в комментарии к п. 6 настоящей статьи.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных функций капитан бассейна несет ответственность в соответствии с законодательством. Надзор за деятельностью капитанов бассейнов по осуществлению государственного портового контроля на основании подп. 5.8(2) Положения о Ространснадзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398, обеспечивает Ространснадзор.

3. Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что включает в себя государственный портовый контроль.

При проведении государственного портового контроля проверяется соблюдение на судах и плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, в соответствии с КВВТ следующих обязательных требований:

- требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам;

- требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов;

- профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов.

Указанные требования являются обязательными для судовладельцев и владельцев плавучих объектов в силу ст. 34 КВВТ (см. комментарий к ст. 34). За несоблюдение обязательных требований законодательством установлена ответственность, включая временное задержание судна.

Пример: Арбитражный суд Республики Карелия, проведя анализ рассматриваемой нормы, подтвердил законность действий администрации бассейна внутренних водных путей, Российского речного регистра в рамках проверки судов судовладельца на соответствие требованиям, указанным в настоящем пункте (см. решение Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-208/2014).

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи проверки судов и плавучих объектов, находящихся в бассейне внутренних водных путей, в целях осуществления мероприятий по контролю проводятся инспекторами государственного портового контроля на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна внутренних водных путей.

Капитан бассейна после принятия решения о проверке судна или иного плавучего объекта издает приказ (распоряжение) о назначении проверки в соответствии с Порядком назначения проверок судов и иных плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок, утв. Приказом Минтранса от 10 апреля 2013 г. N 114.

В соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна о назначении проверки в информационной системе государственного портового контроля формируется в электронном виде плановое (рейдовое) задание. Плановое (рейдовое) задание является неотъемлемой частью (приложением) приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки.

Следует отметить, что результаты проверки, проведенной при отсутствии приказа (распоряжения) капитана бассейна, - недостаточное основание для привлечения лица к административной ответственности. Судами отмечается, что указанный приказ является обязательной доказательственной базой и основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Пример: Постановлением Суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 марта 2017 г. по делу N 4А-125/2017 прекращено производство по делу об административном правонарушении на основании п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении постановление и решение.

5. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи Приказом Минтранса от 15 августа 2012 г. N 308 утвержден Порядок подготовки и содержание плановых (рейдовых) заданий.

Согласно указанному Порядку плановое (рейдовое) задание должно содержать следующую информацию:

- основания проведения проверки судна или иного плавучего объекта;

- место, дата и время издания планового (рейдового) задания;

- название и реквизиты администрации бассейна внутренних водных путей, в котором производится проверка судна или иного плавучего объекта;

- название, место регистрации, позывной сигнал (при наличии) судна или иного плавучего объекта;

- место проведения проверки судна или иного плавучего объекта;

- название организации по классификации и освидетельствованию судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна или иного плавучего объекта;

- список действий, которые лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, выполняет при проверке судна или иного плавучего объекта;

- фамилия, имя, отчество инспектора государственного портового контроля.

Также в соответствии с п. 5 комментируемой статьи Приказом Минтранса от 10 апреля 2013 г. N 114 утвержден Порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок.

Данным Приказом устанавливается Порядок назначения и проведения проверок судов и иных плавучих объектов инспекторами государственного портового контроля на основании оценок рисков нарушения требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и иных плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных КВВТ.

Периодичность проверок судна или иного плавучего объекта устанавливается на основании оценок рисков нарушения обязательных требований на судне.

Применение при планировании и осуществлении государственного контроля (надзора) системы оценки рисков потенциальной опасности должно быть внедрено для всех видов экономической деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами <59>.

--------------------------------

<59> См.: Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию (утв. Президентом РФ 5 декабря 2014 г.).

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором в предусмотренных законодательством случаях выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности субъектов предпринимательской деятельности и используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Оценки рисков нарушения обязательных требований на судне автоматически рассчитываются информационной системой государственного портового контроля (ИСГПК), которая осуществляет процедуру учета результатов государственного портового контроля.

В целях оценки рисков в зависимости от значения нижеуказанных параметров судну начисляются баллы следующим образом:

- класс судна: "О" и/или "М" - 10 баллов;

- тип судна: пассажирское, грузопассажирское, наливное судно, паром - 20 баллов;

- возраст судна, который определяется датой его постройки: от 6 до 15 лет - 10 баллов; от 16 до 25 лет - 15 баллов; от 26 до 30 лет - 20 баллов; старше 30 лет - 20 баллов, увеличенные на 1 балл за каждый год, превышающие 30 лет;

- количество нарушений обязательных требований, выявленных при проверках судна в течение предыдущих 12 месяцев: за каждое нарушение обязательных требований - 1 балл;

- количество временных задержаний судна в течение предыдущих 12 месяцев: при одном - 15 баллов, при двух - 30 баллов, при более чем двух - 60 баллов;

- отсутствие данных в ИСГПК о проверках судна - 40 баллов.

Итоговые баллы составляют сумму баллов, начисленных судну по каждому параметру. При этом баллы оценок рисков не являются оценкой технического состояния судна.

В зависимости от количества итоговой суммы баллов судно подлежит отнесению к следующим категориям риска, исходя из которых устанавливается периодичность проверок:

- к судну высокого риска относится судно, сумма баллов оценок рисков которого более 50, его проверка проводится по истечении 2 месяцев со дня окончания проведения последней проверки;

- к судну стандартного риска относится судно, сумма баллов оценок рисков которого находится в пределах от 21 до 50, его проверка проводится по истечении 4 месяцев со дня окончания проведения последней проверки;

- к судну малого риска относится судно, сумма баллов оценок рисков которого менее или равна 20, его проверка проводится по истечении 12 месяцев со дня окончания проведения последней проверки.

Оценки рисков по каждому судну автоматически пересматриваются ИСГПК на основании изменения параметров, используемых для оценки рисков судна, по результатам проверки судна на основании данных, занесенных инспектором государственного портового контроля в ИСГПК после проверки судна.

Независимо от оценки рисков проверка судна проводится в следующих случаях:

- после транспортного происшествия с судном;

- по заявлению капитана судна, судовладельца или представителя судовладельца с целью проверки устранения выявленных во время предыдущей проверки судна нарушений обязательных требований, повлекших временное задержание судна;

- на основании информации о нарушениях судном международных договоров Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов Российской Федерации, предоставленной лоцманом, диспетчером, оператором системы управления движением судов, членом экипажа, профессиональным органом, ассоциацией, профессиональным союзом или любым другим лицом, заинтересованным в безопасности судна, его экипажа и пассажиров и (или) в защите окружающей среды;

- на основании запроса Ространснадзора.

Вышеназванным Приказом Минтранса от 10 апреля 2013 г. N 114 также регламентирован порядок проведения проверок судов инспекторами государственного портового контроля.

Как отмечено ранее, проверка судов осуществляется на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказами (распоряжениями) капитана бассейна, издаваемыми с учетом оценок рисков, рассчитанных ИСГПК (см. комментарий к п. 4 ст. 38.1 КВВТ).

Информация об изданных приказах (распоряжениях) капитана бассейна о назначении проверки является открытой и предоставляется капитану судна, судовладельцу или представителю судовладельца по их запросу.

Перед началом проверки судна инспектор предъявляет капитану судна или старшему помощнику капитана свое служебное удостоверение и вручает копии приказа (распоряжения) капитана бассейна о назначении проверки и планового (рейдового) задания.

Во время проверки судна инспектор государственного портового контроля:

- производит внешний осмотр судна;

- проверяет наличие на судне судовых документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ;

- проверяет наличие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа судна и соответствие указанных дипломов и квалификационных свидетельств требованиям, установленным п. 1 ст. 27 КВВТ;

- производит проверку судовых журналов;

- проверяет устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки судна.

В случае отсутствия нарушения обязательных требований инспектор государственного портового контроля наносит на копию приказа (распоряжения) капитана бассейна о назначении проверки, врученную капитану судна или старшему помощнику капитана надпись "Нарушения обязательных требований не обнаружены", ставит свою подпись и дату проведения проверки судна.

Если в результате проверки судна выявлены нарушения обязательных требований, инспектор должен также провести:

- проверку применения СУБ судов;

- проверку исправности аварийных, спасательных и противопожарных систем и средств судна, включая аварийную сигнализацию;

- проверку исправности систем радиосвязи и навигационного оборудования;

- внешний осмотр доступных корпусных конструкций;

- проверку исправности главных и вспомогательных механизмов;

- проверку наличия и исправности оборудования по предотвращению загрязнения с судов;

- проверку грузоподъемных устройств судна, информации по остойчивости и непотопляемости судна;

- проверку выполнения требований по размещению и креплению груза;

- проверку выполнения требований по перевозкам опасных грузов.

В случае обнаружения нарушения обязательных требований инспектор наносит на копию приказа (распоряжения) капитана бассейна о назначении проверки, надпись "Обнаружены нарушения обязательных требований", ставит свою подпись и дату проведения проверки судна.

При выявлении инспектором государственного портового контроля нарушений обязательных требований, создающих угрозу безопасной эксплуатации судна, безопасности судоходства, являющихся основанием для временного задержания судна, он наносит на копию приказа (распоряжения) капитана бассейна надпись "Обнаружены нарушения обязательных требований, послужившие основанием для временного задержания судна, судно задержано", ставит свою подпись и дату проведения проверки судна.

Также при выявлении во время проверки нарушений обязательных требований инспектор составляет предписание об устранении нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Предписание и его копия подписываются инспектором государственного портового контроля. Предписание выдается судовладельцу или направляется ему по почте с уведомлением о вручении.

Результаты проверки судна также вносятся в ИСГПК в течение 24 часов после завершения проверки судна или в течение 3 часов после завершения проверки судна - в случае временного задержания судна.

В соответствии с п. 5 комментируемой статьи Приказом Минтранса от 15 августа 2012 г. N 309 утвержден Порядок централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля, который устанавливает процедуру учета результатов государственного портового контроля в ИСГПК.

Как было указано ранее, результаты государственного портового контроля учитываются в ИСГПК инспекторами государственного портового контроля. Ведение ИСГПК организуется Росморречфлотом и осуществляется Информационно-координационным центром Государственного портового контроля (ИЦГПК) - филиалом ФГБУ "АМП Приморского края и Восточной Арктики" в электронном виде. ИСГПК содержит информацию о судах и иных плавучих объектах, о судовых документах, об оценках рисков нарушения обязательных требований на каждом судне или ином плавучем объекте и о результатах проверки судов или иных плавучих объектов лицами, осуществляющими государственный портовый контроль.

Согласно п. 5 комментируемой статьи Приказом Минтранса от 15 августа 2012 г. N 310 утверждены квалификационные и иные требования к инспекторам государственного портового контроля.

С учетом п. 2 комментируемой статьи инспектор ГПК должен отвечать следующим требованиям:

- должен быть гражданином Российской Федерации;

- не должен иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

- должен иметь среднее техническое или высшее профессиональное образование;

- должен иметь стаж работы в должности капитана судна внутреннего плавания, смешанного (река - море) плавания или морского судна не менее двух лет или старшего помощника капитана, старшего механика судна внутреннего плавания, смешанного (река - море) плавания или морского судна не менее трех лет;

- не реже одного раза в 3 года должен проходить обучение, организованное Росморречфлотом.

6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи государственными транспортными инспекторами являются капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль. Они имеют право:

- запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и получать от них на основании мотивированных запросов в письменной форме информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки.

Удовлетворение запросов указанных должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия, является обязательным;

- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки посещать и обследовать суда и плавучие объекты, находящиеся в бассейне внутренних водных путей, проверять эксплуатационные характеристики судов, их оборудования, конструкций, машин, механизмов.

Данное полномочие должно осуществляться в строгом соответствии с правилами, регламентирующими проверки судов и плавучих объектов, установленные комментируемой статьей и указанными в ней нормативными правовыми актами;

- выдавать судовладельцам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Как и все действия должностных лиц, облеченных государственной властью, предписания государственных транспортных инспекторов должны соответствовать нормам действующего законодательства. В обратном случае предписание инспекторов может быть признано недействительным судом в порядке, установленном для обжалования действий (бездействия) должностных лиц (см. решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-6613/2015 от 9 февраля 2016 г.);

- составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

В части реализации данного полномочия существует проблема нормативного правового регулирования, выражающаяся в отсутствии норм в КоАП, наделяющих государственных транспортных инспекторов полномочием составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях. Минтрансом подготовлен законопроект "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о наделении должностных лиц инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей, полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях на внутреннем водном транспорте) <60>. Таким образом, в настоящее время составлять протоколы об административных правонарушениях на основании настоящего подпункта в соответствии с КоАП имеет право только капитан бассейна внутренних водных путей;

- направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

--------------------------------

<60> URL: https://regulation.gov.ru/p/45217 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Указанные материалы подлежат рассмотрению в качестве сообщения о преступлении и проверке на предмет наличия оснований для возбуждения уголовного дела в соответствии со ст. 143 УПК;

- принимать решения о временном задержании судна или плавучего объекта до устранения нарушений обязательных требований, выявленных и создающих угрозу безопасной эксплуатации судна или плавучего объекта и (или) безопасности судоходства.

В случае выявления во время проверки судна, проводимой в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, нарушений обязательных требований, создающих угрозу безопасной эксплуатации судна и (или) безопасности судоходства, государственный транспортный инспектор принимает решение о временном задержании судна.

В соответствии с подп. 6 п. 6 комментируемой статьи разработан Перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или иного плавучего объекта, и предельных сроков этого задержания, утв. Приказом Минтранса от 10 апреля 2013 г. N 113.

Данный Перечень включает следующие нарушения:

- отсутствие на судне судовых документов, предусмотренных ст. 14 КВВТ;

- нарушение численности минимального состава экипажа самоходного транспортного судна (см. комментарий к ст. 26);

- несоответствие дипломов и квалификационных свидетельств капитана судна и членов экипажа судна требованиям, устанавливаемым Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания (см. комментарий к ст. 27);

- превышение габаритов судна над гарантированными габаритами судовых ходов, устанавливаемыми в соответствии с п. 2 ст. 7 КВВТ;

- несоответствие двигательной установки судна, корпуса и надстройки судна, электрического оборудования судна, обеспечивающего аварийное электропитание, оборудования по предотвращению загрязнения с судов, главного или вспомогательного рулевого устройства, индивидуальных спасательных средств, спасательных шлюпок, плотов, других коллективных спасательных средств и устройств их спуска, систем пожарообнаружения и пожаротушения, сигнальных средств судна, средств радиосвязи судна, навигационного оборудования, техническим требованиям;

- отсутствие на судне информации об остойчивости судна в соответствии с техническими требованиями;

- нарушение судном района и (или) сезона плавания, установленных ему в соответствии с техническими требованиями;

- превышение установленных в соответствии с техническими требованиями пассажировместимости и (или) грузоподъемности судна.

Предельный срок временного задержания судна - до устранения нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна, но не более 30 календарных дней.

Интересна судебная практика в контексте применения рассматриваемого полномочия инспекторами государственного портового контроля.

Пример: Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2017 г. по делу N А33-2236/2017 дана оценка предписания администрации внутренних водных путей, в том числе в части невыполнения судовладельцем Наставления по борьбе за живучесть судов МРФ РСФСР (НБЖС РФ-86), введенного в действие письмом Минречфлота РСФСР от 21 октября 1986 г. N 1-52-58-99. Данный вид нарушения не включен в Перечень нарушений обязательных требований, служащих основаниями для временного задержания судна или иного плавучего объекта. Однако суд указал, что требования НБЖС РФ-86 обязательны для экипажей судов, работников пароходств, проектно-конструкторских бюро, судоремонтных и судостроительных заводов и других организаций и учреждений речного флота, связанных с эксплуатацией судов, разработкой их проектов, наблюдением за их постройкой и ремонтом.

7. Согласно п. 7 комментируемой статьи в случае, если указанные в подп. 6 п. 6 комментируемой статьи нарушения не могут быть устранены в месте временного задержания судна или плавучего объекта, государственным транспортным инспекторам может быть разрешен переход судна или плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений при условии, что данный переход не создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде либо препятствий судоходству.

Приказом Минтранса от 17 августа 2012 г. N 313 утвержден Порядок и условия выдачи разрешения на переход судна или иного плавучего объекта к месту устранения выявленных нарушений, которые устанавливают процедуру и условия выдачи такого разрешения.

Для получения разрешения на переход судна к месту устранения выявленных нарушений капитан судна, судовладелец или представитель судовладельца направляет в адрес инспекции государственного портового контроля заявку на получение разрешения на переход, в которой указывает установленную вышеуказанным Приказом информацию. Данное требование является обязательным, что подтверждается выводами судов по делам об оспаривании предписаний администрации бассейна внутренних водных путей (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2014 г. по делу N А43-22917/2013).

К указанной заявке судовладельца должны быть приложены:

- заключение от Российского речного регистра о том, что техническое состояние судна позволяет осуществить переход судна к месту устранения выявленных нарушений и о дополнительных мерах, которые должны быть предприняты на судне до начала перехода (см. комментарий к п. 2 ст. 35 КВВТ);

- подтверждение от организации, которая будет производить устранение выявленных нарушений, о том, что эта организация обладает необходимыми материально-техническими ресурсами, лицензиями и иными предусмотренными законодательством разрешениями на проведение ремонтных работ и может устранить указанные выявленные нарушения.

Поданная заявка рассматривается не позднее следующего рабочего дня с момента ее получения. Лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, принимается решение и заявителю направляется информация о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на переход.

Решение о выдаче разрешения на переход к месту устранения выявленных нарушений принимается, если такой переход не создает непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде либо препятствий судоходству.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019
АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ