Налоговый кодекс, N 146-ФЗ | ст. 105.19 НК РФ


Статья 105.19 НК РФ. Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения (действующая редакция)

1. Российская организация - налогоплательщик, отнесенный в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков (далее в настоящей главе - налогоплательщик), вправе обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (далее также - соглашение о ценообразовании).

2. Соглашение о ценообразовании представляет собой соглашение между налогоплательщиком и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия в целях обеспечения соблюдения положения пункта 1 статьи 105.3 настоящего Кодекса.

3. Предметом соглашения о ценообразовании являются:

1) виды и (или) перечни контролируемых сделок и товаров (работ, услуг), в отношении которых заключается соглашение;

2) порядок определения цен и (или) описание и порядок применения методик (формул) ценообразования для целей налогообложения;

3) перечень источников информации, используемых при определении соответствия цен, примененных в сделках, условиям соглашения;

4) срок действия соглашения;

5) перечень, порядок и сроки представления документов, подтверждающих исполнение условий соглашения о ценообразовании.

4. Иные условия соглашения о ценообразовании, помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи, могут быть установлены по соглашению сторон.

Статья 105.18-1
Корректировки по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения
Статья 105.20
Стороны соглашения о ценообразовании

Комментарий к ст. 105.19 НК РФ

Комментируемая статья определяет понятие соглашения о ценообразовании.

Соглашение является широко используемым в мировой практике инструментом, который может способствовать разрешению наиболее сложных вопросов, возникающих при реализации законодательства об определении цен для целей налогообложения. При этом выработка согласованной позиции происходит на принципах равной информированности сторон, открытости и взаимного доверия.

Заключение соглашения позволяет налогоплательщикам и налоговым органам:

согласовать позиции относительно порядка определения цен и (или) применения методов ценообразования для целей налогообложения к конкретным контролируемым сделкам (группам однородных сделок), в том числе еще до их совершения;

минимизировать возможные разногласия по спорным вопросам, связанным с определением цен для целей налогообложения.

При условии соблюдения положений заключенного соглашения налогоплательщик может с более высокой долей уверенности оценить размер будущих налоговых обязательств, связанных с контролируемыми сделками, и снизить риски возможного применения санкций, предусмотренных статьей 129.3 НК РФ.

Таким образом, заключение соглашения может позволить налогоплательщикам сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить административную нагрузку, связанную с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства.

В соответствии с положениями главы 14.6 НК РФ обратиться в ФНС России с заявлением о заключении соглашения вправе только российская организация - налогоплательщик, отнесенная в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории крупнейших налогоплательщиков. Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков утверждены Приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н и Приказом ФНС России от 16.05.2007 N ММ-3-06/308@.

Возможность обращения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с заявлением о заключении такого соглашения для иных категорий налогоплательщиков НК РФ не предусмотрена.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 24.02.2012 N 03-01-18/1-13.

Каждое обращение налогоплательщика о заключении соглашения рассматривается ФНС России на предмет соответствия требованиям, установленным НК РФ. Факты, изложенные в соглашении, должны быть обоснованы и документально подтверждены, а соответствующие документы в случае необходимости представлены по запросу налогового органа.

Сам по себе факт осуществления крупнейшим налогоплательщиком контролируемых сделок не является основанием для заключения соглашения. Во многих случаях налогоплательщику целесообразно и достаточно вести документацию по выполнению требований законодательства, регулирующего определение цен для целей налогообложения, в установленном НК РФ порядке.

Так, если временные и трудовые затраты, связанные с процессом заключения соглашения, выше, чем затраты на осуществление традиционных мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения (подготовка уведомлений, документации об определении цен для целей налогообложения и т.п.), выбор методологии определения цен для целей налогообложения является очевидным, а информация, используемая для целей применения методологии, является точной и достоверной, заключение соглашения может быть признано налогоплательщиком нецелесообразным.

Заключение соглашения является добровольным и должно отвечать интересам сторон, стороны соглашения не могут быть понуждены к его заключению.

При заключении соглашения ФНС России будет исходить из того, что предлагаемая методология определения цен для целей налогообложения обеспечивает исполнение положений пункта 1 статьи 105.3 НК РФ, согласно которым если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

В случае если при рассмотрении заявления о заключении соглашения выявлена информация, в частности, указывающая на наличие рисков уклонения от уплаты налогов, заключение такого соглашения ФНС России будет признано необоснованным.

Такая позиция изложена в письме ФНС России от 12.01.2012 N ОА-4-13/85@.

Предметом соглашения о ценообразовании для целей налогообложения являются условия, указанные в пункте 3 статьи 105.19 НК РФ. Иные условия соглашения о ценообразовании для целей налогообложения могут быть установлены по соглашению сторон.

Заявления о заключении соглашения о ценообразовании подаются налогоплательщиком в отношении каждого соглашения о ценообразовании отдельно.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 05.07.2012 N 03-01-18/5-89.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016
АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ