Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 39.26 ЗК РФ


Статья 39.26 ЗК РФ. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (действующая редакция)

1. В случае, если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. В заявлении о заключении соглашения об установлении сервитута должны быть указаны цель и предполагаемый срок действия сервитута.

Если заявление о заключении соглашения об установлении сервитута предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, приложение схемы границ сервитута на кадастровом плане территории к указанному заявлению не требуется.

2. Указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы в письменной форме или в форме электронных документов в порядке, установленном для подачи заявлений о предоставлении земельных участков.

3. Уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня получения заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, обязан выполнить одно из следующих действий:

1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах;

2) направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории;

3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута в случае, если указанное в пункте 1 настоящей статьи заявление предусматривает установление сервитута в отношении всего земельного участка, или в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса;

4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

4. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в установлении сервитута в следующих случаях:

1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

5. Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, в отношении которой устанавливается сервитут, и обращается за осуществлением государственного кадастрового учета указанной части земельного участка, за исключением случаев установления сервитута в отношении всего земельного участка, а также случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Государственный кадастровый учет указанной части земельного участка может осуществляться на основании заявления кадастрового инженера без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа в случае, если такие полномочия кадастрового инженера предусмотрены договором подряда на выполнение кадастровых работ в связи с образованием указанной части земельного участка.

6. В срок не более чем тридцать дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.

Статья 39.25
Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.27
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

Комментарий к ст. 39.26 ЗК РФ

Комментируемая статья определяет последовательность действий заинтересованных лиц при заключении соглашения об установлении сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В частности, п. 1 данной статьи предусматривается, что к заявлению о заключении соглашения об установлении сервитута прилагается схема границ сервитута на кадастровом плане территории.

Стоит обратить внимание, что какие-либо требования к такой схеме в комментируемой статье не предусматриваются и данная схема не является схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Кроме того, законодатель не наделил какой-либо орган государственной власти или орган местного самоуправления полномочиями по утверждению единой формы такой схемы. В этой связи представляется, что содержание и форма этой схемы определяются на усмотрение лица, которое направляет заявление о заключении соглашения об установлении сервитута. Кроме того, подготовка схемы границ сервитута на кадастровом плане территории может осуществляться органом государственной власти или органом местного самоуправления, в случае если по мнению данного органа требуется определить иное местоположение границ сервитута (подп. 2 п. 3 комментируемой статьи).

Существующая неопределенность с формой и содержанием схемы на практике не должно приводить к трудностям при заключении соглашения об установлении сервитута, поскольку, как предусмотрено п. 5 комментируемой статьи, для целей определения границ устанавливаемого сервитута, заинтересованное лицо должно прибегнуть к помощи кадастрового инженера для определения координат характерных точек границ сервитута, что свидетельствует о том, что стороны при заключении соглашения четко понимают сферу действия сервитута. Однако нельзя отрицать, что лицо, заинтересованное в заключении сервитута, вправе определить координаты характерных точек границ сервитута заранее, в том числе использовать эти сведения при подготовке схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

Вместе с тем в случае если вопрос о сфере действия сервитута не решен, границы сервитута могут быть определены и в судебном порядке. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28 февраля 2012 г. N 11248/11 <1> отмечено, что при предоставлении истцу права ограниченного пользования в отношении части участка суду в резолютивной части судебного акта следует указывать точные пространственные характеристики сервитута, относящиеся к сфере его действия, которые необходимы и достаточны для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а впоследствии и для государственной регистрации данного вещного права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В том случае, если кадастровые работы для описания конкретных параметров сервитута выполнены и стороны спора согласны с их результатами, отраженными в межевом плане обслуживающего земельного участка, суд принимает решение в соответствии с результатами таких кадастровых работ. Безусловно, соглашение об установлении сервитута может быть заключено не в любых случаях. В частности, уполномоченный орган вправе отказать в заключении соглашения об установлении сервитута в случае, если это приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка. При этом ЗК РФ не раскрывает критерии оценки «существенности» затруднений, которые могут возникнуть в использовании земельного участка, что представляется обоснованным, поскольку данный вопрос может быть решен только при оценке всех обстоятельств применительно к каждому конкретному случаю заключения соглашения об установлении сервитута.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2012. N 6.


Вместе с тем такой подход прямо указывает, что при изучении возможности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и заключения соответствующего соглашения должен действовать принцип, предусмотренный для случаев установления публичного сервитута, закрепленный в п. 5 ст. 23 ЗК РФ, о том, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В частности, мнения о том, что такие правила должны являться общими и распространяться не только при установлении публичных, но и частных сервитутов, неоднократно высказывались в литературе <1>.

--------------------------------

<1> См., напр.: Ершов В.А., Сутягин А.В., Кайль А.Н. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс», 2009; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учеб.-практич.). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / С.С. Алексеев, А.С. Васильев, В.В. Голофаев, Б.М. Гонгало и др.; под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект, Институт частного права, 2009.

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ