Игорь Стравинский


Игорь Стравинский
Дата рождения:17 июня 1882
Дата смерти:6 апреля 1971
Возраст:88 лет

русский композитор, дирижер, пианист

Ранние годы и образование

Игорь Фёдорович Стравинский родился 17 июня 1882 года в Ораниенбауме (ныне Ломоносов), недалеко от Санкт-Петербурга, в семье известного оперного певца Фёдора Стравинского. С раннего возраста он проявлял интерес к музыке, но его родители хотели, чтобы он получил юридическое образование. В 1901 году он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, однако вскоре увлёкся композицией и начал брать уроки у Николая Римского-Корсакова, одного из ведущих русских композиторов того времени.

Начало творческого пути

В 1909 году Стравинский привлёк внимание Сергея Дягилева, который заказал ему музыку для балета «Жар-птица». Премьера состоялась в Париже в 1910 году и принесла композитору международное признание. Вслед за этим он написал балеты «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913), последний из которых вызвал сенсацию и скандал на премьере из-за своей новаторской ритмики и гармонии.

Эмиграция и новые стили

После революции 1917 года Стравинский покинул Россию и жил в Швейцарии, затем во Франции. В этот период он начал отходить от русского фольклора и экспериментировать с неоклассическим стилем. Его произведения, такие как «Оедипус Рекс» (1927) и «Симфония псалмов» (1930), демонстрируют влияние барочной и классической музыки.

Жизнь в США и поздний период

В 1939 году, перед началом Второй мировой войны, Стравинский переехал в США, где получил американское гражданство в 1945 году. В этот период он начал использовать серийную технику, вдохновлённую работами Арнольда Шёнберга. Его поздние произведения, такие как «Кантикум Сакрум» (1956) и «Реквием-Кантиклы» (1966), демонстрируют сложные гармонии и строгую композиционную структуру.

Последние годы и наследие

Стравинский оставался активным композитором и дирижёром до конца жизни. Он скончался 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке и был похоронен в Венеции. Его творчество оказало огромное влияние на музыку XX века, вдохновив таких композиторов, как Аарон Копленд, Бела Барток и Пьер Булез. Его произведения продолжают исполняться по всему миру, а его вклад в развитие музыкального языка остаётся неоценимым.