Илья Мазурук


Илья Мазурук
Дата рождения:20 июля 1906
Дата смерти:2 января 1989
Возраст:82 года

советский полярный летчик, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза

Ранние годы и образование

Илья Павлович Мазурук родился 20 июля 1906 года в Брест-Литовске, Гродненская губерния, Российская империя. Он происходил из рабочей белорусской семьи. В 1920-е годы жил в Липецке, где работал помощником машиниста электростанции и активно участвовал в комсомольской деятельности. В 1925 году вступил в ВКП(б), а в 1927 году по комсомольской путёвке был направлен в Красную Армию. В 1928 году окончил школу техников-механиков Красного Воздушного Флота в Ленинграде, а в 1930 году — 2-ю военную школу лётчиков имени Осоавиахима СССР в Борисоглебске.

Начало карьеры

После окончания обучения Мазурук начал службу в Гражданском воздушном флоте, работая в Средней Азии. Он участвовал в боевых операциях против басмачей, за что был награждён именным оружием. В 1932 году был переведён на Дальний Восток, где освоил новые воздушные трассы, включая маршруты на Сахалин и Камчатку. В 1936 году он окончил курсы при Батайской лётной школе ГВФ и был направлен в Полярную авиацию.

Расцвет деятельности

Весной 1937 года Мазурук командовал самолётом ТБ-3, который участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За успешное выполнение задания он был удостоен звания Героя Советского Союза и ордена Ленина. В 1938 году он стал начальником Управления Полярной авиации Главсевморпути. В 1939 году окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского.

Военные годы

Во время советско-финской войны Мазурук командовал авиационной эскадрильей ночных бомбардировщиков. В годы Великой Отечественной войны он возглавлял 2-ю авиагруппу ВВС Северного флота, совершая боевые вылеты и организуя удары по базам германского флота. После войны он продолжил службу в авиации, занимая должность заместителя начальника Научно-испытательного института ГВФ.

Последние годы и наследие

После завершения военной службы Мазурук продолжил работу в Главсевморпути, совершив 254 полёта на дрейфующие станции. Он также был командиром лётного отряда первой морской экспедиции в Антарктиду. В 1956 году он первым осуществил посадку самолёта Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде. В 1937–1950 годах он был депутатом Верховного Совета СССР. 2 января 1989 года он скончался в Москве и был похоронен на Троекуровском кладбище.

Заключение

Илья Мазурук был выдающимся полярным лётчиком, внёсшим значительный вклад в развитие авиации и освоение Арктики. Его героизм, профессионализм и преданность делу сделали его одной из ключевых фигур в истории советской авиации. Его имя навсегда останется в памяти как символ мужества и научного прогресса.