Касьян Голейзовский


Касьян Голейзовский
Дата рождения:5 марта 1892
Дата смерти:4 мая 1970
Возраст:78 лет

русский и советский артист балета и балетмейстер

Ранние годы

Касьян Ярославович Голейзовский родился 5 марта 1892 года в Москве в семье артистов Большого театра. Его мать, Елена Дмитриевна Дашкова, была балериной, а отец, Ярослав Матвеевич Голейзовский, солистом оперы. С детства Касьян проявлял интерес к искусству, особенно к танцу и музыке. В восемь лет он поступил в Московское хореографическое училище, а затем продолжил обучение в Петербургском хореографическом училище, где его наставниками были Михаил Фокин и другие выдающиеся педагоги.

Начало карьеры

В 1909 году Голейзовский был принят в труппу Мариинского театра, но вскоре перевёлся в Большой театр, где выступал до 1918 года. Он исполнял партии в таких спектаклях, как «Спящая красавица» и «Конёк-Горбунок». Однако его стремление к новаторству привело к тому, что он начал заниматься балетмейстерской деятельностью, создавая оригинальные постановки и экспериментируя с пластикой танца.

Балетмейстерская деятельность

В 1916 году Голейзовский начал ставить танцевальные миниатюры в театре «Летучая мышь», а затем работал в других камерных театрах Москвы. В 1922 году он основал Московский камерный балет, где поставил новаторские спектакли, включая «Фавн» на музыку Клода Дебюсси и «Саломея» на музыку Рихарда Штрауса. Его работы отличались смелыми пластическими решениями и поиском новых форм выражения в балете.

Творческие поиски

Голейзовский активно экспериментировал с хореографией, стремясь к синтезу музыки и движения. В 1925 году он поставил балет «Иосиф Прекрасный» в Большом театре, который вызвал бурные дискуссии из-за новаторского подхода к пластике и сценографии. Однако в 1930-е годы его творчество подверглось критике за «формализм», и он был вынужден работать в национальных театрах Белоруссии, Украины и Средней Азии, где ставил спектакли, основанные на фольклоре.

Возвращение в Большой театр

В 1960-е годы Голейзовский вновь получил возможность работать в Большом театре. Он поставил балеты «Скрябиниана» (1962) и «Лейли и Меджнун» (1964), которые стали важными событиями в истории советского балета. Его работы отличались выразительностью, эмоциональной глубиной и оригинальными пластическими решениями.

Последние годы и наследие

Касьян Голейзовский скончался 4 мая 1970 года в Москве. Его вклад в развитие балетного искусства остаётся значительным, а его поиски новых форм движения вдохновляют хореографов и танцовщиков по сей день. Он оставил после себя богатое наследие, включающее множество постановок, статей и исследований, посвящённых развитию хореографии.

Заключение

Голейзовский был одним из самых смелых и новаторских балетмейстеров своего времени. Его стремление к поиску новых пластических решений и синтезу музыки и танца сделало его выдающимся деятелем искусства. Его работы продолжают вдохновлять современных хореографов, а его имя остаётся в истории балета как символ творческой свободы и художественного поиска.