Владимир Мотыль


Владимир Мотыль
Дата рождения:26 июня 1927
Дата смерти:21 февраля 2010
Возраст:82 года

советский и российский кинорежиссер

Ранние годы и образование

Владимир Яковлевич Мотыль родился 26 июня 1927 года в городе Лепель, Белорусская ССР, СССР. Его отец, Яков Давыдович Мотыль, был слесарем минского завода «Коммунар», но в 1930 году был арестован по обвинению в шпионской деятельности и отправлен в лагерь на Соловки, где вскоре погиб. Мать, Берта Антоновна Левина, работала воспитательницей в колонии для малолетних преступников и позже стала завучем детского дома для детей репрессированных. Детство Владимир провёл с матерью в ссылке на Урале.

В 1948 году он окончил актёрское отделение Свердловского театрального института, а в 1957 году — исторический факультет Свердловского университета (заочно). Работал режиссёром Свердловского драматического театра, затем актёром и режиссёром в театрах Сталиногорска (ныне Новомосковск) и Нижнего Тагила. С 1955 года был главным режиссёром Свердловского театра юного зрителя.

Карьера в кино

В 1957—1960 годах Мотыль работал режиссёром на Свердловской киностудии. Его первый самостоятельный фильм «Дети Памира» вышел в 1963 году на Таджикской киностудии. В 1967 году он снял трагикомедию «Женя, Женечка и „катюша“», написанную совместно с Булатом Окуджавой.

Настоящую известность ему принесла картина «Белое солнце пустыни» (1969), ставшая культовой. В 1975 году он выпустил исторический фильм «Звезда пленительного счастья» о декабристах. В 1976—1985 годах был художественным руководителем Студии художественных фильмов творческого объединения «Экран» телецентра «Останкино».

Последние годы и наследие

С начала 1970-х годов Мотыль преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссёров, обучая студентов мастерству кинорежиссуры, работе с актёром и монтажу. В 1990-е годы он часто выступал художественным руководителем фильмов молодых режиссёров. В 1999 году был председателем жюри IX Международного кинофестиваля «Послание к Человеку».

Владимир Мотыль скончался 21 февраля 2010 года в Москве. Его вклад в развитие советского и российского кинематографа остаётся значительным, а его фильмы продолжают вдохновлять зрителей и кинематографистов.