ru en de fr pt es it zh ar nl sv

Арбитражный процессуальный кодекс, N 95-ФЗ | ст. 197 АПК РФ


Статья 197 АПК РФ. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (действующая редакция)

1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

2. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Статья 196
Опубликование решения Суда по интеллектуальным правам по делу об оспаривании нормативного правового акта или по делу об оспаривании акта, обладающего нормативными свойствами
Статья 198
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными

Комментарий к ст. 197 АПК РФ

Ненормативные правовые акты, решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей (административные органы), являются формой реализации их полномочий. Такие акты, решения, действия адресованы конкретному гражданину, организации и могут иметь разрешительный, запретительный, предостерегающий, принудительный характер. Эти акты, решения, действия могут быть как ответом на обращения гражданина, организации, так и совершаться административным органом инициативно, в порядке реализации требований нормативных правовых актов. Они обязательны для исполнения поименованному в них лицу в части возложенной обязанности либо препятствуют ему в реализации прав. Ненормативные акты, решения, действия по своему содержанию и форме не отвечают признакам, свойственным нормативным правовым актам.

Например, относятся к ненормативным актам постановления органа местного самоуправления об отводе лицу земельного участка под строительство, о выдаче лицу разрешения на строительство, на размещение рекламы; решение налоговой инспекции о привлечении налогоплательщика к ответственности; решение таможенного органа по таможенным режимам, платежам; постановление судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного акта; решение Росреестра об отказе в регистрации прав на имущество, земельный участок; решение, предписание антимонопольного органа и пр. К решениям относятся акты административных органов, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (постановление, распоряжение, приказ, решение, предупреждение), так и в произвольной (письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина, предупреждение о прекращении действий (бездействия), резолюция на документе и др.). К действиям административных органов по смыслу закона и правоприменительной практики относится властное волеизъявление, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение административными органами обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими их полномочия (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относятся нерассмотрение уполномоченным лицом обращения заявителя, невыполнение определенных процедурой действий и пр.

Круг разрешаемых вопросов, по которым административными органами принимаются акты и осуществляются действия, очень обширен. Данные вопросы могут находиться в сфере, к примеру, налоговых, таможенных, земельных, транспортных, строительных, коммунальных, потребительских, торговых, исполнительного производства, антимонопольных и других правоотношений. При этом не являются предметом судебного контроля документы, принимаемые административными органами в ходе осуществления своих полномочий и фиксирующие те или иные обстоятельства (акт проверки, акт обследования и т.п.), при условии, что в таких документах нет властного распоряжения определенному лицу. В рассматриваемом порядке могут быть оспорены и представления прокурора (Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2015)).

В названных отношениях административный орган и гражданин, организация находятся в отношениях субординации, т.е. власти со стороны административного органа и подчинения со стороны соответствующего лица. В целях разрешения возможного конфликта в таких правоотношениях, защиты нарушенных прав впервые законодательство СССР, затем современное российское законодательство ввело судебный контроль в форме специального порядка рассмотрения судом возникающих споров.

Общие правила рассмотрения дел арбитражными судами предусмотрены разд. I, II АПК. Обращение в арбитражный суд по данной категории дел осуществляется в форме заявления. По некоторым категориям рассматриваемых дел перед обращением в суд обязательно соблюдение досудебного порядка. Например, ст. 138 НК предусмотрено обязательное апелляционное обжалование решений налогового органа по результатам проверок налогоплательщиков в вышестоящий налоговый орган как условие для последующего судебного обжалования этого решения; ст. 25.2 ФЗ о госрегистрации - обязательное предварительное обжалование в вышестоящий регистрирующий орган решения об отказе в государственной регистрации.

Источник комментария:
Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"
АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"
АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ