ru en de fr pt es it zh ar nl sv

Арбитражный процессуальный кодекс, N 95-ФЗ | ст. 204 АПК РФ


Статья 204 АПК РФ. Требования к заявлению о привлечении к административной ответственности (действующая редакция)

1. Заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

2. К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Статья 203
Подача заявления о привлечении к административной ответственности
Статья 205
Судебное разбирательство по делам о привлечении к административной ответственности

Комментарий к ст. 204 АПК РФ

1. Заявление о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается руководителем административного органа (его заместителем) или иным должностным лицом, уполномоченным на обращение в арбитражный суд от имени административного органа в установленном порядке, либо прокурором (ч. 1 ст. 125 АПК).

В заявлении должны быть указаны наименование арбитражного суда, в который подается заявление, наименование заявителя (административного органа или прокурора) и его местонахождение, а также перечень прилагаемых к заявлению документов (п. п. 1, 2 и 10 ч. 2 ст. 125 АПК).

К заявлению прилагается уведомление о направлении (вручении) юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также потерпевшему (при его наличии) копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у данных лиц отсутствуют (ч. 3 ст. 125, ч. 2 ст. 204 АПК).

2. Помимо сведений, предусмотренных ч. 1, п. п. 1, 2 и 10 ч. 2 и ч. 3 ст. 125 АПК, в заявлении должны быть указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, - речь идет о таких обстоятельствах совершения административного правонарушения, как время и место его совершения, которые в соответствии со ст. 28.2 КоАП подлежат обязательному отражению в протоколе об административном правонарушении; указание данных сведений в заявлении позволяет, помимо прочего, определить подсудность дела арбитражному суду. Для длящихся и иных правонарушений, дату и место совершения которых установить невозможно, в заявлении должны быть указаны дата и место обнаружения или пресечения правонарушения;

2) должность, фамилия и инициалы должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, - указанные сведения необходимы в том числе для проверки полномочий должностного лица на составление протокола об административном правонарушении. Должность следует указывать в соответствии с положениями нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, закрепляющих перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. При обращении в суд прокурора указывается должность, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении или вынесено постановление прокурора о возбуждении дела. Указанные сведения в соответствии со ст. 28.2 КоАП подлежат включению в протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела). Объем этих сведений определяется административным органом самостоятельно, однако они в обязательном порядке должны включать в себя:

- в отношении юридических лиц: полное официальное наименование, место нахождения (юридический адрес), данные о государственной регистрации юридического лица, данные о законном представителе юридического лица и месте его нахождения;

- в отношении индивидуальных предпринимателей: фамилия, имя, отчество (если имеется), дата и место рождения, место жительства, данные о государственной регистрации индивидуального предпринимателя.

Названные сведения позволяют определить подведомственность дела об административном правонарушении арбитражному суду, а также обеспечивают возможность надлежащего извещения лица о ходе судебного разбирательства;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении, - в заявлении должна содержаться квалификация совершенного юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем административного правонарушения путем указания на статью (часть статьи при наличии двух и более частей) Особенной части КоАП, предусматривающую административную ответственность за данное правонарушение. В тех случаях, когда диспозиция статьи Особенной части КоАП, по которой квалифицируется правонарушение, носит бланкетный характер, в заявлении необходимо указывать те регулятивные правила и нормы, за нарушение которых лицо привлекается к административной ответственности;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности. Содержание данного требования определяется административным органом (прокурором) самостоятельно и может быть связано с видом и размером конкретного административного наказания, если административный орган сочтет необходимым выразить свою оценку конкретному противоправному деянию. Это особенно актуально применительно к составам административных правонарушений, относящихся к условной подведомственности арбитражных судов (см. комментарий к ст. 203 АПК). При этом, как отмечал ВАС РФ, "суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Поэтому отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения".

3. К заявлению прилагается протокол об административном правонарушении и документы, прилагаемые к протоколу об административном правонарушении. В качестве таких документов могут выступать:

- протоколы о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП), об изъятии вещей и документов (ст. 27.10 КоАП), о временном запрете деятельности (ст. 27.16 КоАП) и т.п.;

- акты проверок;

- объяснения участников производства по делам об административных правонарушениях (ст. 26.3 КоАП);

- заключения эксперта (ст. 26.4 КоАП);

- иные документы, подтверждающие событие административного правонарушения, виновность лица в его совершении, а также иные обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу об административном правонарушении (ст. 26.1 КоАП).

Объем документов, прилагаемых к протоколу, определяется административным органом самостоятельно, при этом отсутствующие в материалах дела доказательства могут быть истребованы арбитражным судом по своей инициативе (абз. 2 ч. 5 ст. 205 АПК).

4. В случае направления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, указанных в ч. 2 и абз. 4 и 5 ч. 3 ст. 23.1 КоАП (ч. ч. 2 и 3 ст. 9.4, ст. 9.5, ч. 3 ст. 9.5.1, ст. 14.31, ч. 1 ст. 14.31.2, ст. ст. 14.32, 14.33, ч. 6 ст. 19.5, ст. 14.61 КоАП), административный орган (должностное лицо) обязан в соответствии с ч. 2 ст. 29.9 КоАП приложить определение о передаче дела судье для назначения административного наказания иного вида или размера. Отсутствие такого определения должно влечь за собой вынесение определения о возвращении заявления и материалов дела административному органу на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП. Аналогичное решение должно приниматься, если с заявлением по указанным статьям в арбитражный суд обращается прокурор.

5. В случае несоответствия заявления требованиям, установленным ч. 1 ст. 204 АПК, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, перечисленных в ч. 2 ст. 204 АПК, суд, руководствуясь ст. 128 АПК, выносит определение об оставлении заявления без движения.

При получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде (см. п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10).

Очевидно, такое же решение должно быть принято, если протокол об административном правонарушении поступил в арбитражный суд без заявления административного органа (прокурора), но с определением о направлении дела по подведомственности, вынесенным на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП, в том числе в случае, если такое определение вынесено судьей суда общей юрисдикции (см. п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь ст. 29.4 КоАП, выносит определение о возвращении административному органу заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами.

При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь ч. 6 ст. 205 и ч. 2 ст. 206 АПК, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).

Основанием оставления заявления административного органа без движения является отсутствие в нем информации о получателе административного штрафа и соответствующих банковских реквизитах, необходимой в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, поскольку указанная информация в соответствии с ч. 1.1 ст. 29.10 КоАП подлежит отражению в решении арбитражного суда о назначении административного наказания в виде административного штрафа (см. п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).

6. В соответствии с ч. 1 ст. 28.8 КоАП протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется в арбитражный суд в течение трех суток с момента составления (вынесения). Поскольку указанный срок носит дисциплинирующий характер, его нарушение само по себе не влияет на существо принимаемого судом решения, если протокол (постановление) направлен в арбитражный суд в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности.

7. Требования к содержанию протокола об административном правонарушении и порядку его составления установлены ст. ст. 28.2, 28.3, 28.5 КоАП. Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП, также должно отвечать указанным требованиям.

На стадии принятия заявления к рассмотрению арбитражный суд не выясняет вопрос о правильности квалификации совершенного правонарушения, о наличии или об отсутствии отдельных признаков состава административного правонарушения, не дает оценку представленным административным органом (прокурором) доказательствам с точки зрения их достаточности, достоверности, допустимости и относимости к предмету доказывания. Протокол об административном правонарушении, также являющийся одним из доказательств по делу на данной стадии судопроизводства, должен оцениваться с точки зрения надлежащей процессуальной основы для рассмотрения дела по существу. В этой связи следует критически оценить судебную практику вынесения определений о возвращении протоколов об административных правонарушениях в связи с тем, что материалами дела не подтверждается квалификация правонарушения, указанная в протоколе, административный орган недостаточно полно провел административное расследование по делу, а также включение в такие определения требований провести дополнительные контрольные мероприятия, собрать определенные доказательства и т.п. Неправомерной является и практика вынесения таких определений после принятия заявления к рассмотрению и возбуждения дела в арбитражном суде.

Основаниями для вынесения арбитражным судом определения о возвращении протокола (постановления) об административном правонарушении и других материалов дела административному органу (прокурору) для устранения недостатков в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП, помимо ранее указанных, являются:

- составление протокола или вынесение постановления неуполномоченным должностным лицом;

- отсутствие в протоколе об административном правонарушении сведений о должностном лице, его составившем, его подписи либо подписание протокола (постановления) не тем должностным лицом, которое его составило (вынесло);

- отсутствие в протоколе (постановлении) об административном правонарушении квалификации административного правонарушения, а также несоответствие квалификации правонарушения в протоколе и в заявлении о привлечении к административной ответственности;

- отсутствие в протоколе сведений о лице, совершившем административное правонарушение, или указание в качестве такого лица должностного лица юридического лица;

- отсутствие в протоколе (постановлении) об административном правонарушении сведений о разъяснении лицу его прав и обязанностей, о вручении копии протокола, о предоставлении лицу, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, возможности воспользоваться услугами переводчика;

- отсутствие в материалах дела сведений о том, что законный представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении, при этом протокол был составлен в отсутствие законного представителя или надлежаще уполномоченного представителя юридического лица;

- приложение к протоколу об административном правонарушении процессуальных документов, имеющих отношение к иному административному правонарушению;

- иные процессуальные нарушения, которые не могут быть устранены в ходе судебного разбирательства.

8. Нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, предусмотренных ст. 28.5 КоАП, не является грубым процессуальным нарушением, влекущим за собой возвращение протокола или вынесение решения об отказе в привлечении к административной ответственности (см. п. 4 Постановления Пленума ВС РФ 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В соответствии с ч. 3 ст. 28.8 КоАП недостатки протокола и других материалов дела устраняются административным органом в срок не более трех суток со дня их поступления от судьи и в течение трех суток со дня устранения соответствующих недостатков материалы дела с внесенными изменениями и дополнениями возвращаются в арбитражный суд. При этом КоАП не предусматривает процессуальный механизм внесения изменений в протокол об административном правонарушении. В подавляющем большинстве случаев недостатки протокола могут быть устранены только путем составления нового протокола об административном правонарушении с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП.

Источник комментария:
Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"
АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"
АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ