Арбитражный процессуальный кодекс, N 95-ФЗ | ст. 256.8 АПК РФ
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, по инициативе суда или по собственной инициативе может участвовать в деле для дачи заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов Российской Федерации и ее имуществу в иностранном государстве.
2. Заключение указанного в части 1 настоящей статьи федерального органа исполнительной власти может быть получено по вопросам о статусе образования, органа, организации, должностного лица, привлекаемых к участию в деле в качестве иностранного государства, о наличии судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, иммунитета имущества иностранного государства, находящегося на территории Российской Федерации и являющегося предметом спора, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда, о юрисдикционных иммунитетах, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и их объеме, а также по иным вопросам, относящимся к компетенции указанного государственного органа.
3. Заключение указанного в части 1 настоящей статьи федерального органа исполнительной власти подлежит оценке судом по установленным настоящим Кодексом правилам оценки доказательств.
Статья 256.7 Особенности предварительного судебного заседания и прекращения производства по делу |
1. В некоторых странах, таких как, например, Австрия и Германия, органы исполнительной власти полностью отстранены от решения вопроса о предоставлении иммунитета иностранному государства <1>. Однако в большинстве юрисдикций, помимо суда, в решение вопроса о наличии или об отсутствии иммунитета у иностранного государства активно вовлечены и органы исполнительной власти <2>. В полномочия таких органов обычно входит выдача заключений, удостоверяющих статус иностранного государства, подтверждающих наличие или отсутствие иммунитета у государства или его собственности, устанавливающих взаимность. Такие положения можно найти в законах Великобритании <3>, Австралии <4>, Сингапура <5> и Канады <6>. В Российской Федерации таким органом выступает МИД России. В соответствии с ч. 1 ст. 256.8 АПК МИД России по инициативе суда или по собственной инициативе может участвовать в деле для дачи заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов Российской Федерации и ее имуществу в иностранном государстве. На стадии исполнительного производства судебный пристав-исполнитель в соответствии со ст. 104.4 ФЗ об исполнительном производстве наделен правом обращаться в МИД России с запросом о наличии или об отсутствии иммунитета у определенного имущества, если этот вопрос не был решен судом.
--------------------------------
<1> Международное частное право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Марышева. М., 2004. С. 182.
<2> Там же. С. 181.
<3> The State Immunities Act 1978 // United Kingdom. The Public General Acts, 1978. Part I. Chap. 33.
<4> Foreign States Immunities Act 1985.
<5> State Immunity Act 1978 (1985 Rev Ed Sing).
<6> State Immunity Act 1985, RSC 1985.
Статья 53 АПК в отличие от ст. 47 ГПК не предусматривает такой формы участия государственных органов, как дача заключения по делу. Часть 3 ст. 256.8 АПК фактически устанавливает новую для АПК форму участия государственного органа в арбитражном процессе. Представляется, что это обусловлено необходимостью получения информации по делам с участием иностранного государства, которой может обладать только МИД России, а также необходимостью защиты публичных интересов.
2. Участие МИД России представляется необходимым по делам с участием иностранного государства, так как именно этот орган государственной власти владеет наиболее существенной информацией о положении иностранных государств, их имуществе в Российской Федерации. Часть 2 ст. 256.8 АПК устанавливает открытый перечень вопросов, ограниченный лишь компетенцией самого МИД России <1>, по которым данный орган может давать заключения. В ч. 2 ст. 256.8 АПК, в частности, перечислены вопросы о статусе образования, органа, организации, должностного лица, привлекаемых к участию в деле в качестве иностранного государства, о наличии судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, иммунитета имущества иностранного государства, находящегося на территории РФ и являющегося предметом спора, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда, о юрисдикционных иммунитетах, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и их объеме.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (ред. от 20.07.2017) "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2880.
3. Заключение МИД России не имеет какой-либо преобладающей силы, оно оценивается судом в совокупности с другими доказательствами. Заключение не является обязательным для суда, но свое несогласие суд должен мотивировать.
--------------------------------
<1> Международное частное право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Марышева. М., 2004. С. 182.
<2> Там же. С. 181.
<3> The State Immunities Act 1978 // United Kingdom. The Public General Acts, 1978. Part I. Chap. 33.
<4> Foreign States Immunities Act 1985.
<5> State Immunity Act 1978 (1985 Rev Ed Sing).
<6> State Immunity Act 1985, RSC 1985.
Статья 53 АПК в отличие от ст. 47 ГПК не предусматривает такой формы участия государственных органов, как дача заключения по делу. Часть 3 ст. 256.8 АПК фактически устанавливает новую для АПК форму участия государственного органа в арбитражном процессе. Представляется, что это обусловлено необходимостью получения информации по делам с участием иностранного государства, которой может обладать только МИД России, а также необходимостью защиты публичных интересов.
2. Участие МИД России представляется необходимым по делам с участием иностранного государства, так как именно этот орган государственной власти владеет наиболее существенной информацией о положении иностранных государств, их имуществе в Российской Федерации. Часть 2 ст. 256.8 АПК устанавливает открытый перечень вопросов, ограниченный лишь компетенцией самого МИД России <1>, по которым данный орган может давать заключения. В ч. 2 ст. 256.8 АПК, в частности, перечислены вопросы о статусе образования, органа, организации, должностного лица, привлекаемых к участию в деле в качестве иностранного государства, о наличии судебного иммунитета в отношении рассматриваемого спора, иммунитета имущества иностранного государства, находящегося на территории РФ и являющегося предметом спора, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда, о юрисдикционных иммунитетах, предоставляемых Российской Федерации в иностранном государстве, и их объеме.
--------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (ред. от 20.07.2017) "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2880.
3. Заключение МИД России не имеет какой-либо преобладающей силы, оно оценивается судом в совокупности с другими доказательствами. Заключение не является обязательным для суда, но свое несогласие суд должен мотивировать.