Кодекс административного судопроизводства, N 21-ФЗ | ст. 234 КАС РФ


Статья 234 КАС РФ. Рассмотрение административного дела Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации (действующая редакция)

1. Рассмотрение административных дел в судебном заседании Дисциплинарной коллегии осуществляется коллегиально в составе трех ее членов.

2. В судебном заседании Дисциплинарной коллегии председательствует председатель Дисциплинарной коллегии или кто-либо из членов Дисциплинарной коллегии. Порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании.

3. Административное дело может быть рассмотрено в закрытом судебном заседании Дисциплинарной коллегии в случаях и порядке, установленных статьей 11 настоящего Кодекса, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Статья 233
Основания для отвода (самоотвода) члена Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
Статья 235
Распределение обязанностей по доказыванию по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации

Комментарий к ст. 234 КАС РФ

В ч. ч. 1 и 2 ст. 234 КАС РФ вошли следующие правила, которые закреплены в п. 2 ст. 5 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5: рассмотрение дел в заседании ДК ВС России осуществляется коллегиально, в составе трех членов ДК ВС России; в заседании Дисциплинарной коллегии председательствует председатель ДК ВС России или кто-либо из членов ДК ВС России. Положение о том, что административные дела, рассматриваемые ДК ВС России, рассматриваются в суде первой инстанции коллегиально, содержится также в п. 6 ч. 2 ст. 29 КАС РФ. Правило о председательствовании в заседании ДК ВС России следует также из общей нормы ч. 5 указанной ст. 29 данного Кодекса, устанавливающей, что при коллегиальном рассмотрении административного дела один из судей председательствует в судебном заседании.

Кстати говоря, в ч. 2 ст. 8 Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии" устанавливалось, что заседание ДСП считается правомочным, если на нем присутствуют не менее пяти членов ДСП. Кроме того, статья 6 Регламента, утв. Постановлением Пленумов ВАС России и ВС России 2010 г. N 3/2, предусматривала специальный порядок избрания председательствующего в заседании ДСП.

В ч. 2 ст. 234 КАС РФ наряду с указанным выше также вошло правило п. 3 ст. 14 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5, о том, что порядок проведения и очередность процессуальных действий определяются председательствующим в судебном заседании. Но указанный пункт не ограничивался приведенным правилом, в нем также непосредственно предусматривалось следующее: в ходе судебного заседания заслушивается выступление докладчика по делу, который излагает суть поступившей жалобы (обращения), обстоятельства дела, содержание имеющихся материалов по делу, а также сообщает о действиях, предпринятых в рамках подготовки дела к судебному заседанию; докладчику могут быть заданы вопросы другими членами ДК ВС России; в судебном заседании заслушиваются лица, участвующие в деле, их представители, свидетели, председатель суда, направивший в ККС представление о досрочном прекращении полномочий судьи, и другие лица, приглашенные в судебное заседание, по существу жалобы (обращения), исследуются доказательства по делу, разрешаются ходатайства, проводятся прения сторон.

Наряду с этим указанная ст. 14 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5, содержала следующие правила в отношении судебного заседания ДК ВС России: в подготовительной стадии судебного заседания ДК ВС России устанавливается возможность проведения судебного заседания по рассмотрению дела по существу (п. 1); судебное заседание начинается с объявления председательствующим, какое дело слушается; председательствующий проверяет явку в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, сообщает, кто участвует в судебном заседании в качестве секретаря, представителей сторон, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права, в т.ч. право заявлять отводы (п. 2); при наличии оснований ДК ВС России вправе принять решение об отложении рассмотрения дела (п. 4). Еще ранее правила, подобные тем, которые вошли в ст. 14 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5, содержались в ст. 15 Регламента, утв. Постановлением Пленумов ВАС России и ВС России 2010 г. N 3/2.

Часть 3 ст. 234 КАС РФ, предусматривая возможность рассмотрения административного дела в закрытом судебном заседании ДК ВС России, отсылает к положениям ст. 11 данного Кодекса о гласности и открытости судебного разбирательства, а также к иным случаям, предусмотренным федеральным законом. Ранее в ст. 6 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5, в рамках соответствующего регулирования непосредственно устанавливалось следующее: разбирательство дел в ДК ВС России открытое (п. 1); закрытое заседание ДК ВС России проводится в случае необходимости сохранения государственной и иной охраняемой законом тайны, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 2); закрытое судебное заседание может быть проведено также по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле, и их представителей (п. 3); о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании ДК ВС России выносит мотивированное определение (п. 4); в открытом заседании присутствующие лица вправе вести записи, в т.ч. с использованием средств аудиозаписи; использование фотоаппаратов, кино- и видеоаппаратуры или иных средств фиксации и записи изображений допускается с согласия ДК ВС России (п. 5).

Почти такие же правила о гласности заседаний ДСП еще ранее содержались в ст. 7 Регламента, утв. Постановлением Пленумов ВАС России и ВС России 2010 г. N 3/2. Эти правила были закреплены соответственно общим нормам ст. 10 ГПК РФ о гласности судебного разбирательства.

В ч. 4 ст. 234 КАС РФ воспроизведено правило п. 4 ст. 5 Положения, утв. Постановлением Пленума ВС России 2014 г. N 5, о том, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не заявивших ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью их присутствия в судебном заседании по уважительным причинам, не является препятствием к рассмотрению дела.

Причем там же в отличие от ст. 234 КАС РФ непосредственно устанавливалось, что извещение считается врученным лицу, участвующему в деле, его представителю, если оно доставлено по адресу: 1) места нахождения ВС России, ККС, принявшей оспариваемое решение, - для извещений, адресованных Председателю ВС России, соответствующей ККС; 2) места жительства лица, решение ККС в отношении которого подлежит проверке, - для извещений, адресованных данному лицу; 3) указанному в жалобе (обращении) для целей направления извещений представителю заявителя, сообщенному заинтересованным лицом, - для извещений, адресованных представителям лиц, участвующих в деле. Такие же положения еще ранее устанавливались в п. 5 ст. 5 Регламента, утв. Постановлением Пленумов ВАС России и ВС России 2010 г. N 3/2.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
А.Н. Борисов, Р.П. Лангвилава, 2018. Издательство "ЮСТИЦИНФОРМ"
АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ