Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 124 КВВТ РФ


Статья 124 КВВТ РФ. Договоры о спасании (действующая редакция)

Капитан судна имеет право заключать договоры о спасании для осуществления спасательных операций от имени судовладельца. Капитан судна или судовладелец имеет право заключать такие договоры от имени владельца имущества, находящегося на борту судна.

Статья 123
Сфера применения правил, установленных настоящей главой
Статья 125
Недействительность договоров или их изменение

Комментарий к ст. 124 КВВТ РФ

Комментируемая статья является базовой по отношению к последующим статьям комментируемого Закона.

В соответствии с законодательными положениями комментируемой статьи капитан судна имеет право заключать договоры о спасании для осуществления спасательных операций от имени судовладельца.

Данная норма провозглашает правомочие капитана судна, осуществляющего судоходство на внутренних водных путях, которое дополняет административно-правовой статус капитана судна, определенный в ст. 30 - 33 КВВТ.

В соответствии с п. 3 ст. 30 КВВТ капитан судна является представителем грузовладельца в отношении сделок, вызываемых нуждами груза, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (см. комментарий к ст. 30). Это положение корреспондирует с положениями комментируемой статьи, где отмечается, что капитан судна или судовладелец имеет право заключать договоры о спасании от имени владельца имущества, находящегося на борту данного судна.

Договор о спасании (если указанные отношения урегулированы договором) по своей юридической природе выступает в качестве гражданско-правового договора об оказании услуг и по своему виду является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

По мнению Д.Н. Джунусовой, "главной особенностью большинства договоров о спасании является то, что спасатель берет на себя обязанность оказать услуги по спасанию, не будучи заранее уверенным в том, что добьется положительного результата. Право же на вознаграждение возникает только при достижении им такого результата. Часто в таких договорах не указывается размер вознаграждения, поскольку его достаточно трудно определить до начала или даже в ходе спасательной операции. В результате размер вознаграждения чаще всего определяется в процессе судебного или арбитражного рассмотрения дела о спасании" <185>.

--------------------------------

<185> См.: Джунусова Д.Н. Международное морское право: Учебное пособие. Астрахань: ИД "Астраханский университет", 2012.

Предметом договора о спасании выступают действия (деятельность) спасателя по оказанию помощи судну или иному имуществу, находящемуся в опасности, которые могут быть охарактеризованы как спасательная операция на внутренних водных путях.

Специфика приведенного договора заключается в особенностях субъектного состава данного обязательственного правоотношения: "участниками договора о спасании могут быть, с одной стороны, судовладелец нуждающегося в помощи судна, владелец перевозимого на данном судне груза или другого имущества, с другой стороны - спасатель, который в основном представлен в лице владельца судна, осуществляющего спасательную операцию. Причем как на одной, так и на другой стороне допускается множественность лиц в обязательстве: соответственно в роли спасаемых могут оказаться разные лица, являющиеся владельцами судна, груза и иного имущества, а в качестве спасателей могут одновременно выступать несколько организаций" <186>.

--------------------------------

<186> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. М.: Статут, 2003.

Положение комментируемой статьи о том, что капитан судна или судовладелец имеет право заключать договоры о спасении от имени владельца имущества, находящегося на борту судна, фактически предполагает, что при заключении договора о спасании может иметь место законное представительство сторон в лице капитанов соответствующих судов. Более того, как капитан спасаемого судна, так и его судовладелец признаются законными представителями владельца имущества, находящегося на борту этого судна, и могут заключать договор о спасании от имени этого владельца.

Характеризуемый нами договор о спасании в своей правовой регламентации основывается в том числе на нормах публично-правового характера, которые заключаются в необходимости предотвращения или уменьшения ущерба окружающей среде.

Действия спасателя по обеспечению охраны окружающей среды при проведении спасательной операции стимулируются путем возложения на владельца спасаемого судна (груза, иного имущества) обязанности по выплате спасателю специальной компенсации (см. комментарий к ст. 129).

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ


Fatal error: Uncaught yii\web\HeadersAlreadySentException: Headers already sent in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 428. in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php:366 Stack trace: #0 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php(339): yii\web\Response->sendHeaders() #1 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/ErrorHandler.php(135): yii\web\Response->send() #2 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/base/ErrorHandler.php(262): yii\web\ErrorHandler->renderException(Object(yii\base\ErrorException)) #3 [internal function]: yii\base\ErrorHandler->handleFatalError() #4 {main} thrown in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 366