Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 149 КВВТ РФ


Статья 149 КВВТ РФ. Общая авария, вызванная повреждением машин, намеренной посадкой на мель, подъемом затонувшего судна и пожаром на судне (действующая редакция)

1. Общей аварией признаются расходы на устранение повреждений, возникших в результате форсирования работы машин, а также возникших при попытке судна сняться с мели повреждений движителя, рулевого, буксирного и других устройств.

2. Общей аварией признаются убытки от повреждений, причиненных судну и (или) грузу намеренной посадкой судна на мель или намеренным затоплением его.

3. В случае, если судно с грузом вследствие аварии было затоплено, затраты на подъем судна с грузом и соответствующие убытки относятся к общей аварии.

4. Причиненные судну и (или) грузу убытки вследствие повреждения судна и (или) груза водой или иным образом, в том числе убытки от выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна, признаются общей аварией. Не возмещаются убытки, причиненные судну и (или) грузу вследствие воздействия дыма или нагревания, каким бы образом они ни были причинены.

Статья 148
Караван судов
Статья 150
Убытки от повреждения судна, его машин и принадлежностей или гибели судна

Комментарий к ст. 149 КВВТ РФ

1. Согласно комментируемой статье общей аварией признаются:

1) расходы на устранение:

- повреждений, возникших в результате форсирования работы машин;

- повреждений движителя, рулевого, буксирного и других устройств, возникших при попытке судна сняться с мели. К движителям судна относятся в первую очередь его гребные винты;

2) убытки от повреждений, причиненных судну и (или) грузу намеренной посадкой на мель или намеренным затоплением;

3) затраты на подъем затонувшего судна с грузом и соответствующие убытки;

4) убытки, вызванные пожаром на судне.

Аналогичные положения содержатся в ст. 292 КТМ применительно к торговому мореплаванию. В Йорк-Антверпенских правилах это Правила III "Тушение пожара на борту судна", V "Намеренная посадка на мель", VII "Повреждение машин и котлов".

2. В первую очередь в комментируемой статье говорится о повреждениях машин, движителя, рулевого, буксирного и других устройств, возникших при попытке судна сняться с мели.

Йорк-Антверпенские правила предусматривают, что повреждения любым механизмам и котлам судна, находящегося на мели в опасном положении, причиненные усилиями по восстановлению плавучести судна, должны признаваться в качестве общей аварии, когда доказано, что данные повреждения возникли в результате действительного намерения снять судно с мели в интересах общей безопасности при наличии риска таких повреждений. Когда судно находится на плаву, никакие потери или повреждения, причиненные работой приводных механизмов и котлов, не должны ни при каких обстоятельствах признаваться в качестве общей аварии.

Отметим, что на практике отнесение каких-либо повреждений судна именно к повреждениям, причиной которых стала попытка сняться с мели, представляется весьма проблематичным. Например, очень тяжело установить, когда произошло повреждение днища судна. Как показывает практика, для формирования доказательственной базы при оформлении общей аварии, составления и обжалования диспаши используются обычно следующие документы:

- судовой журнал;

- машинный журнал;

- радиожурнал;

- акт об аварии;

- акты, устанавливающие размеры аварии отдельно по судну и грузу.

Следует учитывать, что Приказом Минтранса от 29 декабря 2003 г. N 221 утверждено Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях, которое разработано в соответствии с КВВТ и устанавливает порядок расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях РФ (п. 1 и 2 Положения).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что расследование и классификация транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях в соответствии с подп. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" осуществляются Ространснадзором и его территориальными органами.

Целью проведения расследования транспортных происшествий является установление причин транспортных происшествий с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем. Расследование транспортного происшествия включает сбор и анализ информации о транспортном происшествии, установление факторов, выявление причин, приведших к транспортному происшествию, подготовку рекомендаций по предупреждению транспортных происшествий в будущем и рекомендаций по вопросам обеспечения безопасности судоходства (п. 4 Положения).

В п. 19 - 24 Положения определен порядок действий инспекторов территориального органа Ространснадзора в ходе расследования транспортного происшествия:

- инспекторы берут письменные показания и в письменной форме уточняют вопросы по существу дела у лиц, прямо или косвенно имеющих к нему отношение;

- производят, приобщают к материалам расследования магнитофонные записи береговых радиостанций, фотографии и видеоматериалы;

- запрашивают у должностных лиц документы и материалы, необходимые для уточнения обстоятельств транспортного происшествия;

- получают заключения работников Российского речного регистра, организаций, лабораторий, научных учреждений и специально создаваемых комиссий по вопросам уточнения или раскрытия обстоятельств и причин транспортного происшествия;

- при необходимости, для уточнения обстоятельств происшествия, проводят эксперимент;

- направляют на прохождение медицинского освидетельствования участников транспортного происшествия в порядке, предусмотренном законодательством.

Расследование транспортного происшествия производится территориальным органом Ространснадзора, в зоне ответственности которого оно произошло.

Задачами расследования транспортных происшествий являются:

- оценка соответствия судна, экипажа, оборудования требованиям нормативных документов, регламентирующих безопасность плавания;

- установление обстоятельств, причин и последствий аварии или инцидента;

- оценка действий причастных к транспортному происшествию должностных лиц;

- выявление должностных лиц, действия которых привели или способствовали возникновению транспортного происшествия, с указанием невыполненных позиций нормативных документов;

- классификация транспортного происшествия.

На основании представленных документов государственный инспектор территориального органа Ространснадзора готовит мотивированное заключение по транспортным происшествиям.

Начальник территориального органа Ространснадзора по материалам расследования:

1) определяет причину, вид, классификацию транспортного происшествия, владельцев судов или гидросооружений, выносит решение по заключению о транспортном происшествии;

2) в случае необходимости направляет материалы на дорасследование с продлением срока расследования до 20 суток. В этом случае ставятся конкретные вопросы, которые необходимо выяснить в ходе дополнительного расследования, и определяется, какими документами необходимо дополнять материалы расследования;

3) направляет заключение, постановление и решение по транспортным происшествиям владельцам судов и гидротехнических сооружений - участникам происшествия; направляет заключения по расследованным транспортным происшествиям по итогам за месяц в Ространснадзор, а также в территориальный орган Ространснадзора по месту регистрации судов.

Вопросы имущественной ответственности по результатам транспортных происшествий (спасательные операции, технические, коммерческие и другие) рассматриваются в порядке, установленном п. 31 Положения.

Все аварии и инциденты на внутренних водных путях регистрируются в территориальном органе Ространснадзора, а также владельцами судов и гидротехнических сооружений в специальных журналах (п. 32 Положения).

Результаты расследования Ространснадзора будут иметь доказательственное значение при решении вопроса о распределении общей аварии.

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи убытки от повреждений, причиненных судну и (или) грузу намеренной посадкой судна на мель или намеренным затоплением, также признаются общей аварией.

Данное положение соответствует Правилу V Йорк-Антверпенских правил о намеренной посадке на мель. Когда судно намеренно выброшено на берег в интересах общей безопасности независимо от того, могло ли оно быть вынесено в этом случае на берег или нет, вызванные этим потери или убытки, понесенные в отношении собственности, вовлеченной в общее морское предприятие, признаются в качестве общей аварии.

4. Согласно п. 3 комментируемой статьи затраты на подъем судна с грузом и соответствующие убытки относятся к общей аварии, если судно с грузом было затоплено вследствие аварии.

Подъем затонувшего судна должен проводиться в соответствии с гл. VIII КВВТ (см. комментарий к гл. VIII).

При возмещении затрат на подъем затонувшего в результате аварии судна с грузом и соответствующих убытков в порядке распределения общей аварии к исковому заявлению прилагаются:

- документы, подтверждающие, что судно затонуло;

- документы, подтверждающие, что на борту затонувшего судна был груз;

- документы, подтверждающие подъем затонувшего судна;

- документы, подтверждающие затраты на подъем затонувшего судна и их размер;

- документы, подтверждающие убытки, причиненные в результате затопления, и их размер.

5. Согласно правилам п. 4 комментируемой статьи общей аварией признаются убытки, причиненные судну и (или) грузу при тушении пожара вследствие повреждения судна и (или) груза водой или иным образом. В их числе признаются общей аварией убытки от выбрасывания судна на берег или затопления горящего судна.

Не возмещаются убытки, причиненные судну и (или) грузу вследствие воздействия дыма или нагревания, каким бы образом они ни были причинены.

Данное правило воспроизводит Правило III Йорк-Антверпенских правил. В них дополнительно разъясняется, что убытки, причиненные непосредственно огнем, дымом или копотью, относятся к частной аварии.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019
АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ