Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 49 КВВТ РФ


Статья 49 КВВТ РФ. Подъем, удаление, утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества администрацией бассейна внутренних водных путей (действующая редакция)

1. Администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.

2. Подъем, удаление либо утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества в случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется за счет владельца затонувшего судна или собственника иного затонувшего имущества с учетом требований статьи 121 настоящего Кодекса.

Статья 48
Права собственника на затонувшее имущество
Статья 50
Истребование поднятого затонувшего имущества его собственником

Комментарий к ст. 49 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья предоставляет администрации бассейна полномочия по поднятию затонувшего судна или иного имущества. Администрация может реализовать их при совпадении следующих условий:

1) владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в предписанные сроки (ст. 47.1 КВВТ);

2) затонувшее имущество отвечает одному из критериев:

- создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства;

- создает непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением;

- значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.

В приведенной ситуации администрация бассейна внутренних водных путей:

1) принимает меры по подъему затонувшего судна или иного затонувшего имущества;

2) удаляет либо утилизирует затонувшее судно или иное затонувшее имущество. Эти действия могут осуществляться администрацией только при необходимости. Другой вариант - продажа затонувшего имущества для покрытия расходов администрации бассейна по его поднятию со дна (см. комментарий к ст. 51).

Пример: Томский транспортный прокурор обратился с исковым заявлением о признании бездействия Администрации Каргасокского района Томской области в части невыполнения обязанности по организации утилизации промышленных отходов. В обоснование иска указано, что Администрацией Каргасокского района не соблюдается законодательство по организации утилизации и переработки промышленных отходов в виде металлических остатков корпусов бесхозяйных выброшенных на берег судов.

В настоящее время вышеуказанные выброшенные на берег суда находятся на территории муниципального образования "Каргасокский район" и представляют собой остатки металлических корпусов судов внутреннего водного транспорта, которые потеряли свои потребительские свойства, не подлежат эксплуатации и использованию, представляют собой металлический лом со следами значительной коррозии.

Данные объекты на учете бесхозяйных судов в Администрации Каргасокского района не состоят, их идентификация невозможна, собственник не установлен. Меры Администрацией Каргасокского района по организации их утилизации и переработки не предпринимаются. Прокурор просил обязать Администрацию Каргасокского района организовать (осуществить) утилизацию промышленных отходов в виде вышеуказанных металлических остатков корпусов бесхозяйных судов, а также взыскать с ответчика государственную пошлину.

Суд, разрешая дело, обратил внимание, что законодатель проводит различие между отходами производства и потребления и затонувшими судами как особыми объектами гражданских прав. Из гл. II "Внутренние водные пути" КВВТ следует, что к внутренним водным путям относится в том числе и береговая полоса. Четыре затонувших судна находятся на левом затопляемом берегу реки, т.е. в пределах внутренних водных путей Российской Федерации.

Суд посчитал, что затопленные суда создают опасность для судоходства и оказывают негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы.

Суд не согласился с доводом о том, что затонувшие суда в соответствии со ст. 225 ГК являются бесхозяйным имуществом и обязанность по их утилизации в полном объеме лежит на органе местного самоуправления. Затонувшие суда по своей природе являются особым объектом гражданских прав и вопросы их поднятия и утилизации специально оговорены в гл. 8 КВВТ. В данном случае обязанность по поднятию и утилизации затонувшего судна при отсутствии его собственника должна быть возложена на ФБУ "Администрация Обского бассейна внутренних водных путей" (ст. 49 КВВТ РФ) (см. решение Каргасокского районного суда Томской области от 24 июля 2013 г. N 2-153/2013).

2. В соответствии с положениями п. 2 комментируемой статьи, по общему правилу, подъем, удаление либо утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется за счет владельца судна или имущества с учетом требований ст. 121 КВВТ (см. комментарий к ст. 121).

Подъем, удаление или утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества администрация бассейна внутренних водных путей осуществляет за счет владельца или собственника затонувшего имущества.

Администрация бассейна внутренних водных путей должна сделать официальную публикацию о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен (п. 6 ст. 47.1 КВВТ).

В случае отсутствия владельца или собственника затонувшего имущества подъем, удаление или утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества может осуществляться только при наличии финансирования из федерального бюджета. Если собственник не профинансировал расходы на поднятие судна, администрация может впоследствии их компенсировать. Согласно ст. 51 КВВТ администрация бассейна внутренних водных путей может возместить понесенные ей расходы по истечении года с момента подъема путем:

- продажи поднятого затонувшего имущества или его части в порядке, установленном законодательством;

- получения от собственника затонувшего имущества возмещения расходов, не покрываемых суммой, вырученной от его продажи, и при уничтожении затонувшего имущества - возмещения расходов, понесенных в связи с уничтожением такого имущества.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019
АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ