Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 5 КВВТ РФ


Статья 5 КВВТ РФ. Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте (действующая редакция)

Лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4.1
Контроль за соблюдением требований настоящего Кодекса
Статья 6
Провозная плата, сборы (тарифы) с судов

Комментарий к ст. 5 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья содержит бланкетную норму. Условия и порядок лицензирования отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте определяет действующее российское лицензионное законодательство.

В соответствии со ст. 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию следующие виды деятельности на внутреннем водном транспорте:

- деятельность по перевозкам пассажиров;

- деятельность по перевозкам опасных грузов;

- погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов.

Согласно ст. 5 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. При реализации указанных полномочий Правительство РФ должно с учетом основных принципов осуществления лицензирования, закрепленных в ст. 3 названного Закона, определять конкретное содержание установленных федеральным законодателем лицензируемых видов деятельности.

Лицензионными требованиями и условиями в соответствии со ст. 2 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Особенности порядка и условий лицензирования указанных видов деятельности на внутреннем водном транспорте регламентируются Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте", которым было утверждено:

- Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;

- Положение о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;

- Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах.

1.1. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров лицензирование деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров осуществляется Ространснадзором и его территориальными органами. Деятельность по перевозкам пассажиров, подлежащая лицензированию, включает работы по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, в том числе с использованием маломерных судов.

К соискателю лицензии по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров предъявляются следующие требования:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, если эти требования применяются к таким судам;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, отвечающего следующим требованиям:

имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах;

имеющего среднее профессиональное или высшее образование по специальности "судовождение" или "эксплуатация судовых энергетических установок";

аттестованного на право занятия должности в установленном порядке, -

за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с п. 4 ст. 28 КВВТ (см. комментарий к ст. 28);

- наличие для каждого судна, предназначенного для перевозки пассажиров, - за исключением маломерного судна - следующих документов:

свидетельства о праве собственности на судно или его копии, заверенной органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом;

свидетельства о праве плавания судна под Государственным флагом РФ;

свидетельства о годности судна к плаванию;

судового санитарного свидетельства;

свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

свидетельства или сертификата о минимальном составе экипажа судна;

свидетельства о классификации;

мерительного свидетельства;

- наличие для каждого маломерного судна судового билета;

- наличие для каждого судна - за исключением маломерного судна - судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного ст. 34.1 КВВТ (см. комментарий к ст. 34.1);

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном";

- наличие для каждого судна судового плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного ст. 39 КВВТ (см. комментарий к ст. 39);

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов, - документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата) в соответствии со ст. 121 КВВТ (см. комментарий к ст. 121).

За грубое нарушение лицензионных требований лицензиат несет административную ответственность, предусмотренную ч. 4 ст. 14.1 КоАП. К таким нарушениям относятся нарушения требований:

- о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки пассажиров судов, соответствующих требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта в случае, если указанные требования применяются к таким судам;

- о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с п. 4 ст. 28 КВВТ;

- о наличии для каждого судна - за исключением маломерного судна - судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного ст. 34.1 КВВТ;

- о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) договора страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров в соответствии с ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном";

- о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) - за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки пассажиров с использованием маломерных судов, - документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата) в соответствии со ст. 121 КВВТ.

Для наступления ответственности нарушение указанных лицензионных требований должно повлечь за собой определенные негативные последствия, которые определены в ч. 11 ст. 19 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью 2 и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

1.2. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов лицензирование деятельности по перевозкам опасных грузов также осуществляется Ространснадзором и его территориальными органами.

Лицензируемая деятельность по перевозкам опасных грузов включает перевозку внутренним водным транспортом опасных грузов, в том числе с использованием маломерных судов.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перевозкам внутренним водным транспортом опасных грузов, являются:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании предназначенных для перевозки опасных грузов судов, соответствующих требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, если указанные требования применяются к таким судам;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, отвечающего следующим требованиям:

имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах;

имеющего среднее профессиональное или высшее образование по специальности "судовождение" или "эксплуатация судовых энергетических установок";

аттестованного на право занятия должности в установленном порядке, -

за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки опасных грузов с использованием маломерных судов;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договоров страхования жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей в соответствии с п. 4 ст. 28 КВВТ (см. комментарий к ст. 28);

- наличие для каждого судна - за исключением маломерного судна, - предназначенного для перевозки опасных грузов, следующих документов:

свидетельство о праве собственности на судно или копия свидетельства о праве собственности на судно, заверенная органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом;

свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

судовое санитарное свидетельство;

свидетельство о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна;

свидетельство о классификации;

мерительное свидетельство;

- наличие для каждого маломерного судна судового билета;

- наличие для каждого судна судового плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения нефтью, предусмотренного ст. 39 КВВТ (см. комментарий к ст. 39);

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) - за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих перевозки опасных грузов с использованием маломерных судов и несамоходных судов, предназначенных для перевозок сухогрузов, - документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата) в соответствии со ст. 121 КВВТ (см. комментарий к ст. 121);

- наличие для каждого судна - за исключением маломерного судна - судового свидетельства об управлении безопасностью, предусмотренного ст. 34.1 КВВТ (см. комментарий к ст. 34.1).

В судебной практике предпринимались попытки признания незаконными подп. "и" п. 4 и подп. "ж" п. 6 Положения о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов.

Пример: заявители считали не соответствующим федеральному законодательству предъявляемое при осуществлении перевозок грузов лицензионное требование о наличии у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН), копию которого соискатель лицензии обязан направить в лицензирующий орган вместе с заявлением о предоставлении лицензии.

Суд указал, что в соответствии с п. 1 ст. 39 КВВТ обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращение загрязнения с судов хозяйственно-бытовыми, сточными и нефтесодержащими водами, нефтью и другими вредными для здоровья людей и водных биологических ресурсов веществами являются обязанностью судовладельцев. При этом под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная жидкость, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла, независимо от того, перевозится она на судне в качестве груза или топлива такого судна.

Статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Из вышеизложенных норм следует, что организации, эксплуатирующие производственный объект, на котором осуществляется транспортировка горючих веществ, в том числе суда, перевозящие внутренним водным транспортом грузы, независимо от объема находящегося на бору топлива, обязаны планировать мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на этом объекте.

Суд пришел к выводу, что лицензионные требования и условия, предъявляемые при осуществлении перевозок грузов, предусмотренные подп. "и" п. 4, подп. "ж" п. 6 Положения, не противоречат ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (см. решение Верховного Суда РФ от 20 июля 2010 г. N ГКПИ10-511).

1.3. В соответствии с Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте осуществляется Ространснадзором и его территориальными органами.

Погрузочно-разгрузочная деятельность включает в себя работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу.

Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, являются:

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата), эксплуатирующего береговые объекты, плавучие нефтехранилища, нефтенакопители, плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов - при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов;

- наличие плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности, имеющего свидетельство о соответствующей подготовке и стаж работы в этой области не менее 3 лет из последних 5 лет работы.

Дополнительные требования предъявляются в случае использования для погрузочно-разгрузочной деятельности судов, в том числе плавучих кранов и судов-бункеровщиков:

- наличие для каждого судна - за исключением маломерного судна, - предназначенного для погрузочно-разгрузочной деятельности, следующих документов:

свидетельства о праве собственности на судно или его копии, заверенной органом, выдавшим такое свидетельство, или нотариусом;

свидетельства о праве плавания судна под Государственным флагом РФ;

судового санитарного свидетельства;

свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна;

свидетельства или сертификата о минимальном составе экипажа судна;

свидетельства о классификации;

мерительного свидетельства;

- наличие для каждого маломерного судна судового билета;

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) документов, подтверждающих страхование жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей (договоров страхования), в соответствии с п. 4 ст. 28 КВВТ (см. комментарий к ст. 28);

- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях, отвечающего следующим требованиям:

имеющего стаж работы не менее 3 лет в должности капитана судна, старшего помощника капитана или старшего механика на судах внутреннего плавания или на морских судах;

имеющего среднее профессиональное или высшее образование по специальности "судовождение" или "эксплуатация судовых энергетических установок";

аттестованного на право занятия должности в установленном порядке, -

за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность с использованием маломерных судов;

- наличие для каждого судна плана чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения, предусмотренного ст. 39 КВВТ;

- наличие для каждого судна - за исключением маломерного судна и несамоходного судна, предназначенного для перевозок сухогрузов, - документа, подтверждающего страхование или финансовое обеспечение страховых рисков возникновения ответственности соискателя лицензии (лицензиата), предусмотренного ст. 121 КВВТ (см. комментарий к ст. 121);

- наличие для каждого судна документа о соответствии системы управления безопасностью судов, предусмотренного ст. 34.1 КВВТ (см. комментарий к ст. 34.1), - за исключением соискателей лицензии (лицензиатов), осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность с использованием маломерных судов;

- наличие копии судового свидетельства об управлении безопасностью для каждого заявленного судна - за исключением маломерного судна, - осуществляющего погрузочно-разгрузочную деятельность на внутренних водных путях с использованием судов.

2. Для получения лицензии на осуществление перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, опасных грузов и погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте соискатель направляет или представляет в лицензирующий орган заявление.

К заявлению должны быть приложены документы или копии таких документов в зависимости от установленных требований, определенные соответствующими Положениями о лицензировании, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2012 г. N 193 (в каждом из Положений это п. 7). Отдельно к заявлению прилагается опись прилагаемых документов.

В практике Конституционного Суда встречаются попытки обжалования абз. 9 п. 1 ст. 9 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в той части, в которой он содержит неопределенность в вопросе о том, копии каких конкретно документов заявителю надлежит представить для получения лицензии. По мнению Конституционного Суда, оспариваемое законоположение устанавливает, что к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Такие положения в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ утверждаются Правительством РФ (ст. 5 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Перечень данных документов является единым для всех соискателей лицензии соответствующего вида лицензируемой деятельности, а сами документы должны свидетельствовать о наличии у соискателя возможности выполнения лицензионных требований и условий (абз. 9 п. 1 ст. 9 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Следовательно, оспариваемая норма, отсылающая к правовым актам, в которых определяется конкретный перечень документов, копии которых представляются соискателями лицензии, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя в указанном им аспекте (см. Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2011 г. N 445-О-О).

Порядок представления соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их приема лицензирующим органом, порядок принятия решений о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформления лицензии, приостановления, возобновления ее действия, аннулирования лицензии, предоставления дубликата и копии лицензии, а также ведения информационного ресурса и реестра лицензий и предоставления содержащихся в них сведений регулируются ст. 13 - 18 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных своей усиленной квалифицированной электронной подписью.

За предоставление лицензирующим органом лицензии, ее переоформление и выдачу дубликата лицензии на бумажном носителе уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены НК.

В соответствии с подп. 92 ст. 333.33 НК за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием деятельности на внутреннем водном транспорте, взимается государственная пошлина в следующих размерах:

- предоставление лицензии - 7 тыс. 500 рублей;

- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности, - 3 тыс. 500 рублей;

- переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях - 750 рублей;

- предоставление (выдача) дубликата лицензии - 750 рублей;

- продление срока действия лицензии - 750 рублей.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ


Fatal error: Uncaught yii\web\HeadersAlreadySentException: Headers already sent in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 428. in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php:366 Stack trace: #0 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php(339): yii\web\Response->sendHeaders() #1 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/ErrorHandler.php(135): yii\web\Response->send() #2 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/base/ErrorHandler.php(262): yii\web\ErrorHandler->renderException(Object(yii\base\ErrorException)) #3 [internal function]: yii\base\ErrorHandler->handleFatalError() #4 {main} thrown in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 366