Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, N 24-ФЗ | ст. 73 КВВТ РФ


Статья 73 КВВТ РФ. Подача судна или контейнера под погрузку и выгрузку груза (действующая редакция)

1. Судно должно подаваться перевозчиком в порт погрузки груза, определенный заявкой грузоотправителя или договором перевозки груза.

2. О времени прибытия судна в порт погрузки или выгрузки груза перевозчик извещает соответственно грузоотправителя или грузополучателя не позднее чем за 24 часа до прибытия судна, а о времени подачи судна под погрузку или выгрузку груза не позднее чем за 6 часов до подачи судна, если погрузка или выгрузка груза осуществляется грузоотправителем или грузополучателем.

3. Грузоотправитель или грузополучатель, получившие извещение о времени прибытия судна, обязаны заблаговременно (не позднее чем через 2 часа с момента извещения) указать место, к которому должно быть подано судно под погрузку или выгрузку груза.

4. Перевозчик обязан подать судно к указанному грузоотправителем, грузополучателем месту погрузки или выгрузки груза.

Подача судна под погрузку в состоянии, непригодном для перевозки определенного груза, приравнивается к неподаче судна. В этом случае перевозчик обязан по требованию грузоотправителя предоставить судно, пригодное для перевозки такого груза.

5. В случае, если судно подано без извещения о времени его подачи или с нарушением установленных пунктом 2 настоящей статьи сроков извещения, к нормативному времени загрузки и разгрузки судна добавляется время на подготовку к погрузочно-разгрузочным работам продолжительностью не более чем 6 часов.

6. Погрузка или выгрузка груза осуществляется перевозчиком или грузоотправителем, грузополучателем в порядке, предусмотренном договором, если иное не установлено правилами перевозок грузов. Погрузка груза в контейнер и выгрузка его из контейнера осуществляются грузоотправителем и грузополучателем.

7. Сроки погрузки и выгрузки груза исчисляются с момента подачи судна к причалу, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Капитан судна, судовладелец или его представитель извещает оператора порта или причала о времени прибытия судна в порт или к причалу и готовности судна к погрузке или выгрузке груза.

Порядок исчисления сроков погрузки и выгрузки груза судна устанавливается в соответствии с правилами перевозок грузов, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

8. В случае, если соглашением сторон не установлено иное, загрузка судна или контейнера по вместимости должна быть не ниже технических норм загрузки судов, установленных правилами перевозок грузов, при отсутствии таких норм - до полной грузоподъемности или грузовместимости судна или контейнера.

Правила, установленные настоящим пунктом, не применяются, если установлены ограничения осадки судна в порядке, установленном статьей 77 настоящего Кодекса.

9. При невыполнении условий погрузки груза на судно и размещения груза на судне погрузка груза может быть остановлена перевозчиком и им может быть составлен соответствующий акт согласно правилам перевозок грузов, а виновной стороной в установленном законодательством Российской Федерации порядке возмещаются причиненные убытки.

10. Место, указанное грузоотправителем или грузополучателем, должно быть пригодно для погрузки и выгрузки груза, не должно представлять опасность для судна и (или) его экипажа. В случае, если грузоотправителем или грузополучателем указано место, непригодное для погрузки и выгрузки груза либо небезопасное для судна и (или) его экипажа, грузоотправитель или грузополучатель обязан по требованию перевозчика указать другое место погрузки или выгрузки груза. Расходы, связанные с подачей судна, а также с подвозом груза к другому месту погрузки груза или вывозом груза из другого места выгрузки груза, в указанном случае несет грузоотправитель или грузополучатель.

Статья 72
Размещение и крепление грузов на судах
Статья 74
Пломбирование судов, контейнеров

Комментарий к ст. 73 КВВТ РФ

1. В рамках комментируемой статьи устанавливаются права и обязанности участников перевозки внутренним водным транспортом при подаче судна под погрузку (выгрузку) судна.

Подачу транспортных средств, погрузку и выгрузку груза в целом регулирует ст. 791 ГК. В ней указано, что перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.

Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Сроки погрузки (выгрузки) груза, осуществляемой силами и средствами отправителя (получателя) груза, устанавливаются транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Если нормативно такие сроки не установлены, применяются сроки, установленные по соглашению сторон в договоре.

Таким образом, комментируемая статья детализирует требования ГК применительно к перевозке грузов внутренним водным транспортом. Более детальная регламентация может быть предусмотрена в Правилах перевозки грузов, когда они будут приняты Минтрансом. Стороны могут обговорить детали порядка подачи судна под погрузку (выгрузку) судна в договоре.

Согласно п. 1 комментируемой статьи в обязанности перевозчика входит подать судно в порт погрузки груза. Нужный порт определяется указанием в заявке грузоотправителя в случае заключения договора об организации перевозок грузов или непосредственно в договоре перевозки груза.

Как устанавливает ст. 791 ГК, отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза. За неподачу судна перевозчик может быть привлечен к ответственности (ст. 115 КВВТ, ст. 794 ГК). Освобождение перевозчика от ответственности возможно только в силу обстоятельств, предусмотренных ст. 118 комментируемого Кодекса, то есть вследствие:

- ограничения или запрещения движения судов;

- спасания жизни людей или имущества на воде.

2. Пункт 2 комментируемой статьи закрепляет правила извещения о прибытии и подаче судна.

На перевозчика возлагается обязанность известить грузоотправителя или грузополучателя:

- о времени прибытия судна в порт погрузки или выгрузки груза не позднее чем за 24 часа до прибытия судна;

- о времени подачи судна под погрузку или выгрузку груза - не позднее чем за 6 часов до подачи судна в случаях, если погрузка или выгрузка груза будет осуществляться грузоотправителем или грузополучателем.

Стороны могут предусмотреть в договоре об организации перевозок более длительный срок для извещения о времени подачи судна - 12 часов вместо 6, на практике это распространено.

В практической деятельности обычно перевозчик уведомляет грузоотправителя и грузополучателя о подаче судна даже в случаях, когда погрузочно-разгрузочные работы ведет сам.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи грузоотправитель или грузополучатель, получившие извещение о времени прибытия судна, обязаны заблаговременно (не позднее чем через 2 часа с момента извещения) указать место, к которому должно быть подано судно под погрузку или выгрузку груза.

Минтранс предлагает в случае нарушения грузоотправителем или грузополучателем срока указания места подачи судна исчислять сроки загрузки и разгрузки судна с момента фактического прибытия судна в порт погрузки или выгрузки соответственно <109>.

--------------------------------

<109> Проект Правил перевозок грузов на внутреннем водном транспорте, разработанный Минтрансом в 2017 г. // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов. URL: https://regulation.gov.ru/p/67678 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).

Пример: суд в ходе рассмотрения дела сделал правильный вывод о том, что перевозчик действовал разумно и добросовестно и заблаговременно уведомлял заказчика каждый раз о прибытии судна по телефону, тогда как заказчик доказательств того, что перевозчик сообщал о прибытии судна в последний момент, не представил.

Суд установил, что согласно п. 2.5 договора перевозки стороны согласовали, что сроки подачи судов, сроки начала и окончания погрузки согласуются сторонами устно по телефону; сроки подачи судов под погрузку и выгрузку подтверждаются заказчиком в письменной форме с использованием факсимильной связи. При отсутствии подтверждения согласованных сроков подачи судна со стороны заказчика, заказчик впоследствии не вправе ссылаться на ненадлежащее его уведомление со стороны перевозчика или нарушение согласованных сроков подачи судна относительно фактического времени прибытия судна под погрузку или выгрузку (см. Определение ВАС РФ от 11 мая 2012 г. N ВАС-5293/12 по делу N А12-7916/2011).

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи на перевозчика возлагается обязанность подать судно к указанному грузоотправителем, грузополучателем месту погрузки или выгрузки груза.

Состояние судна, подаваемого для погрузки или разгрузки, должно быть пригодно для соответствующего груза. Подача непригодного для данного груза судна равнозначна неподаче судна. Грузоотправитель правомочен заявить требование о предоставлении перевозчиком судна, пригодного для перевозки груза внутренним водным транспортом. В требовании указываются ссылка на договор перевозки, характеристика груза и особые требования к судну.

5. Пункт 5 комментируемой статьи устанавливает, что в случае, если судно подано без извещения о времени его подачи или с нарушением установленных сроков извещения, к нормативному времени загрузки и разгрузки судна добавляется время на подготовку к погрузочно-разгрузочным работам продолжительностью не более чем 6 часов.

Пример: ООО "Арго" (далее - перевозчик) обратилось в суд с иском к ООО "Производственно-эксплуатационная фирма "Волгаремфлот" (далее - грузовладелец) о взыскании штрафа за сверхнормативный простой судна при погрузке и выгрузке в порту по вине грузовладельца. 13 августа 2009 г. между сторонами по делу заключен договор об организации перевозок, в соответствии с условиями которого перевозчик должен был осуществлять перевозку грузов грузовладельца в навигацию 2009 г.

13 августа 2009 г. сторонами подписано дополнительное соглашение к договору, согласно которому сторонами определены:

- судно, подаваемое под перевозку - теплоход "Белгород", грузоподъемность 2 000 т;

- предполагаемая дата подачи судна - 19 августа 2009 г.;

- наименование груза и объем - зерно, 2 000 т;

- порт погрузки - Волгоград (ООО "Волгоградский речной порт");

- порт выгрузки - Березники (Березниковский мелькомбинат);

- нормы погрузки/выгрузки - 800 тонн в сутки/800 тонн в сутки;

- стоимость рейса - 350 руб. за 1 т груза;

- штраф по судну - грузовладелец оплачивает перевозчику штраф за сверхнормативный простой судна в пункте погрузки или выгрузки, определяемый согласно п. 2 ст. 120 КВВТ.

24 августа 2009 г. в 23 часа 30 минут судно прибыло в порту погрузки, что подтверждается представленным в материалы дела нотисом, поданным капитаном судна. 18 сентября 2009 г. был оформлен акт формы ГУ-30 о том, что судно подано к причалу ООО "Волгоградский элеватор" 5 сентября 2009 г., погрузка судна осуществлялась с 7 сентября 2009 г. до 18 сентября 2009 г. При этом в акте отсутствует отметка о неподаче судна к причалу по вине клиента и не указано время простоя судна по независящим от клиента причинам.

27 сентября 2009 г. судно прибыло в порт Березники, что подтверждается нотисом, поданным капитаном судна. 2 октября 2009 г. оформлен акт N 10 формы ГУ-30 о том, что судно подано к причалу ООО "Мельница" 28 сентября 2009 г., выгрузка судна осуществлялась с 28 сентября 2009 г. до 2 октября 2009 г. При этом в акте отсутствует отметка о неподаче судна к причалу по вине клиента и не указано время простоя судна по независящим от клиента причинам.

В связи с простоями судна, допущенными как в порту погрузки, так и в порту выгрузки, перевозчиком в адрес грузовладельца выставлен штраф за сверхнормативный простой судна. Суд, рассмотрев дело, указал, что с учетом положений п. 5 комментируемой статьи и отсутствия доказательств извещения истцом ответчика о подаче судна, срок сверхнормативного простоя судна при погрузке следует исчислять с 8 час. 28 августа 2009 г., добавив время на подготовку к погрузочно-разгрузочным работам продолжительностью 6 часов.

6. Согласно п. 6 комментируемой статьи перевозчик или грузоотправитель, грузополучатель вправе сами определить порядок осуществления погрузки или выгрузки груза. Вместе с тем, данный порядок должен соответствовать правилам перевозок грузов.

Погрузка груза в контейнер и выгрузка его из контейнера осуществляются грузоотправителем и грузополучателем. Соблюдение правил погрузки и выгрузки груза позволяет максимально уберечь груз от порчи и каких-либо повреждений.

7. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи по общему правилу сроки погрузки и выгрузки груза исчисляются с момента подачи судна к причалу. Иные правила можно предусмотреть непосредственно договором перевозки груза.

Судно, прибывшее в порт погрузки или выгрузки в соответствии с условиями договора перевозки, которое не может быть подано к причалу не по вине перевозчика, считается поданным к причалу с момента прибытия судна в порт погрузки или выгрузки.

Капитан судна, судовладелец или его представитель должен известить оператора порта или причала о времени прибытия судна в порт или к причалу и готовности судна к погрузке или выгрузке груза.

Порядок исчисления сроков погрузки и выгрузки груза судна устанавливается в соответствии с правилами перевозок грузов, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

Нормативное время загрузки и разгрузки судна называется "сталийное время". Оно определяется в соответствии с судо-часовыми нормами. Срок сталии определяется либо на основании норм обработки судов, либо в единицах времени (дни, часы), предоставляемого фрахтователю. При осуществлении морских перевозок заключаемые договоры фрахтования содержат специальные условия о сроке сталии, которые, в основном, отсылают к обычаям порта, но чаще прямо исключают их применение, так как разнообразие обычаев создает большие трудности в определении по ним срока сталии.

Пример: в ходе рассмотрения дела о взыскании штрафа за сверхнормативный простой судна под погрузкой было отмечено, что законом предусмотрена возможность по соглашению сторон устанавливать нормативное время загрузки и выгрузки судов.

В п. 2.8 договора стороны согласовали производительность (время) погрузки: 700 т в сутки, включая выходные и праздничные дни, время нереверсивное.

В п. 2.15 договора определен штраф (демередж) за простой судна - 67 тыс. руб. (включая НДС 18%) в сутки для порта погрузки и выгрузки.

Представленные истцом в обоснование заявленных требований документы, а именно: нотис, таймшит, акты - свидетельствуют о нахождении судна под погрузкой и выгрузкой сверх сталийного времени, на основании чего суд апелляционной инстанции счел доказанным факт несоблюдения ответчиком своих обязательств по своевременной погрузке судна.

Таким образом, суд первой инстанции, проверив расчет подлежащего взысканию штрафа, представленный истцом, и контррасчет штрафа (демереджа) ответчика, правомерно признал расчет истца неверным.

Исходя из содержания таймшита, начало сталийного времени - 14.00 22 сентября 2013 г., и в него подлежат включению периоды:

- с 22 сентября 2013 г. в 14.00 по 23 сентября 2013 г. в 07.30 (17,5 часов);

- с 23 сентября 2013 г. в 13.30 по 24 сентября 2013 г. в 19.00 (29,5 часов);

- с 27 сентября 2013 г. в 07.00 по 27 сентября 2013 г. в 22.00 (15 часов), а всего 2,58 суток.

Суд первой инстанции правомерно не включил в сталийное время нахождение на рейде, шторм. Исходя из договорного времени погрузки (2,34 суток) сверхнормативный простой составляет 0,24 суток, демередж за который составляет 16 тыс. 80 руб. (см. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2015 г. по делу N А43-18289/2014).

Сроки загрузки и разгрузки судна включают в себя время:

- ожидания судном грузовых операций;

- подачи судна к месту погрузки или выгрузки груза (причалу);

- приема трюмов перед погрузкой, при необходимости с их очисткой (силами и за счет перевозчика);

- погрузки или выгрузки груза;

- определения количества груза, осмотр груза, взятия образцов груза и произведения экспертиз с целью определения их качества;

- опломбирования/распломбирования трюмов и вагонов;

- оформления транспортных документов, либо оформления выдачи груза. Время, затраченное в портах погрузки/выгрузки на оформление грузовых документов, считается независимо от погодных условий;

- оформления таможенных документов. Время, затраченное в портах погрузки/выгрузки на оформление таможенных документов, считается независимо от погодных условий;

- очистки трюмов и палуб грузополучателем после выгрузки груза;

- принятия пищи, отдыха и смены бригад портовых рабочих;

- установки и уборки мостков, перегрузочных механизмов, стоек, подкладок, прокатных дорожек, шлангов, временных вентиляционных и других приспособлений, необходимых для погрузки/выгрузки грузов, а также открытия/закрытия люковых закрытий;

- перестановки механизмов и плавкранов;

- перестановки грузовых судов и несамоходных грузовых судов, работающих в составах с тяговыми средствами с рейда к причалу обработки;

- перестановки вагонов, механизмов и судов у причалов до и во время выполнения грузовых работ;

- на укладку и уборку сепарации, устройства настилов и крепления грузов в трюмах и на палубах, сооружения крыш, тентов и навесов;

- на штивку груза;

- откачки воды при погрузке грузов русловой добычи;

- оформления прихода/отхода судна портовыми властями;

- ожидания прибытия судна (судов) для перевалки;

- перемещения грузов от склада до борта судна, от места выгрузки до места складирования (по факту погрузки/выгрузки) или вглубь складской территории на расстояние как равное, так и превышающее радиус действия перегрузочной техники и установок;

- на откачку балласта, в случае требования грузовладельца, фрахтователя или их представителей об откачке балласта до замера осадок либо до начала погрузки.

Конкретный перечень операций для учета времени при загрузке/разгрузке судов определяется условиями договора перевозки или обычаями делового оборота.

В нормативный срок загрузки/разгрузки судов включаются праздничные и выходные дни, если иное не предусмотрено договором перевозки.

В срок загрузки и разгрузки судна не включается время:

- на мойку, дезинфекцию и дегазацию судна, проводимую экипажем судна, после выгрузки предыдущего груза;

- простоя по вине судовладельца из-за технической неисправности, неготовности судна, препятствующей загрузке (разгрузке);

- неготовности судна, препятствующей загрузке (разгрузке).

Для определения нормативного срока загрузки и разгрузки судна применяются нормы загрузки/разгрузки судов. Размер норм загрузки/разгрузки судов устанавливается по взаимному согласованию сторон при заключении договоров на перевозку.

Нормы загрузки/разгрузки судов устанавливаются с учетом конструкций судов, их грузоподъемности, рода и характеристик перегружаемого груза, вида упаковки, объема перегружаемого за конкретный период груза, технологии перегрузочных работ в порту погрузки/выгрузки.

8. Пункт 8 комментируемой статьи определяет нормативы загрузки судна или контейнера. Загрузка по вместимости должна быть не ниже технических норм загрузки судов, установленных правилами перевозок грузов, при отсутствии таких норм - до полной грузоподъемности или грузовместимости судна или контейнера.

Указанное правило не применяется в случае, если ограничения осадки судна установлены в порядке, закрепленном ст. 77 КВВТ (см. комментарий к ст. 77).

У сторон договора перевозки существует возможность заключить соглашение о загрузке судна или контейнера по вместимости ниже технических норм загрузки судна или контейнера. В соответствии с данным соглашением грузоотправитель и перевозчик согласовывают условия загрузки судна или контейнера грузом (указывается класс, наименование, вес, объем груза) по вместимости ниже технических норм загрузки судна или контейнера в порту. В соглашении указываются характеристики судна:

- наименование, класс, назначение;

- валовая регистровая вместимость/водоизмещение;

- максимальная длина, максимальная ширина, осадка средняя, высота от действующей ватерлинии;

- флаг и место регистрации, зарегистрированное название владельца судна;

- общее состояние судна;

- оборудование;

- разрешенный район плавания.

Также в соглашении указываются условия недогрузки судна или контейнера, в том числе технология погрузки, условия недогруза, допустимый недогруз.

9. Согласно п. 9 комментируемой статьи при невыполнении условий погрузки груза на судно и размещения груза на судне перевозчик получает право остановить погрузку груза.

Остановка погрузки предполагает возмещение виновной в этой остановке стороной причиненных убытков в установленном законодательством порядке. Согласно ст. 393 ГК должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В данном случае составляется соответствующий акт согласно правилам перевозок грузов. Однако составление акта перевозчиком не является обязательным условием.

Перевозчик (грузополучатель) вправе обратиться с исковым заявлением в суд о возмещении грузоотправителем убытков, причиненных остановкой погрузки при невыполнении условий погрузки груза на судно (размещения груза на судне) при осуществлении перевозки груза. К данному заявлению прилагаются:

- копия договора перевозки груза;

- документы, подтверждающие остановку погрузки;

- документы, подтверждающие невыполнение условий погрузки груза на судно (или: размещения груза на судне);

- документы, подтверждающие причинение убытков;

- расчет суммы исковых требований;

- копия претензии истца и доказательства отказа ответчика от удовлетворения претензии истца.

10. В п. 10 комментируемой статьи предусматривается, что место, указанное грузоотправителем или грузополучателем, должно быть пригодно для погрузки и выгрузки груза, не должно представлять опасность для судна и (или) его экипажа.

В случае если грузоотправителем или грузополучателем указано место, непригодное для погрузки и выгрузки груза либо небезопасное для судна и (или) его экипажа, грузоотправитель или грузополучатель обязан по требованию перевозчика указать другое место погрузки или выгрузки груза.

Расходы, связанные с подачей судна, а также с подвозом груза к другому месту погрузки груза или вывозом груза из другого места выгрузки груза, в указанном случае несет грузоотправитель или грузополучатель.

Источник комментария:
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко, 2019

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ


Fatal error: Uncaught yii\web\HeadersAlreadySentException: Headers already sent in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 428. in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php:366 Stack trace: #0 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php(339): yii\web\Response->sendHeaders() #1 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/ErrorHandler.php(135): yii\web\Response->send() #2 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/base/ErrorHandler.php(262): yii\web\ErrorHandler->renderException(Object(yii\base\ErrorException)) #3 [internal function]: yii\base\ErrorHandler->handleFatalError() #4 {main} thrown in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 366