Налоговый кодекс, N 117-ФЗ | ст. 361 НК РФ


Статья 361 НК РФ. Налоговые ставки (действующая редакция)

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах:

2. Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.

3. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 360
Налоговый период. Отчетный период
Статья 361.1
Налоговые льготы

Комментарий к ст. 361 НК РФ

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает размеры налоговых ставок в рублях, в пределах которых они могут устанавливаться законами субъектов РФ.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 18.02.2016 N 03-05-06-04/9050 "О транспортном налоге" разъясняется, что транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования данного имущества. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Таким образом, вопрос об установлении размеров налоговых ставок по транспортному налогу находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Аналогичная позиция также выражена в ряде иных писем: письма Минфина России от 18.01.2017 N 03-05-06-04/1693; от 12.01.2017 N 03-05-06-04/484; от 11.01.2017 N 03-01-11/390; от 29.12.2016 N 03-05-06-04/78983; от 28.12.2016 N 03-05-06-04/78765; от 01.12.2016 N 03-05-06-01/71117.

Пункт 2 статьи 361 НК РФ устанавливает право законодательных органов субъектов РФ своими законами уменьшать или увеличивать налоговые ставки, установленные пунктом 1 комментируемой статьи, но не более чем в десять раз. Данное ограничение в праве уменьшения налоговых ставок не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Официальная позиция.

Так, в письме ФНС России от 10.06.2016 N СА-17-11/90 указывается, что положениями НК РФ в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. включительно законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки.

Дополнительно в письме Минфина России от 02.02.2017 N 03-05-06-04/5419 сообщается, что Закон города Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге" в соответствии с главой 28 НК РФ устанавливает транспортный налог на территории города Москвы. Данным Законом в соответствии с НК РФ на территории города Москвы определяются ставки транспортного налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.

В пункте 3 комментируемой статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 07.04.2015 N 03-05-04-04/19434 рассмотрен вопрос о возможности установления дифференцированной ставки по транспортному налогу в отношении электромобилей. Так, налоговый орган указывает, что в соответствии с положениями главы 28 НК РФ электромобили не выделены в отдельную категорию транспортных средств. Вместе с тем в соответствии со статьей 356 НК РФ законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Учитывая изложенное, снижение налоговой нагрузки в отношении электромобилей может быть реализовано в рамках полномочий, предоставленных законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации статьей 356 НК РФ, путем установления льгот для владельцев указанных транспортных средств в виде полного или частичного освобождения от уплаты транспортного налога.

Пункт 4 статьи 361 НК РФ регулирует ситуацию, когда размеры налоговых ставок по транспортному налогу не установлены законами субъектов Российской Федерации. В таком случае применяются те размеры налоговых ставок, которые установлены в пункте 1 комментируемой статьи.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 12.03.2015 N 03-05-04-04/13140 рассмотрен вопрос о ставке транспортного налога в отношении маломерных судов, если регистрирующий орган передал в налоговые органы сведения о данных судах без указания информации о мощности двигателя. Официальный орган указывает, что в случае передачи регистрирующими органами сведений о зарегистрированных маломерных судах (катерах, моторных лодках и др.) без указания сведений о мощности двигателя при исчислении транспортного налога следует применять налоговую ставку, установленную в отношении иных водных транспортных средств, не имеющих двигателей, как за единицу транспортного средства.

При применении положений статьи 361 НК РФ необходимо руководствоваться также нормами Приказа ФНС России от 08.05.2014 N ММВ-7-6/267@ "Об утверждении структуры классификаторов/справочников, используемых для исчисления имущественных налогов физическим лицам" (вместе с Порядком ведения классификаторов/справочников, используемых в ПК "СЭОД" при исчислении налогов физическим лицам, для их применения в АИС "Налог-3").

Объектами классификации КТСЛ являются категории транспорта для определения ставок и льгот, устанавливаемые законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством субъектов Российской Федерации по транспортному налогу.

КТСЛ представляет собой систематизированный свод наименований категорий и подкатегорий транспорта для определения ставок и льгот и их кодов. Структурно он состоит из идентификационного блока и блока наименований. Целью ведения таблиц классификаторов является систематизация нормативно-справочной информации (НСИ), сведений о нормативных правовых актах (НПА), используемых территориальными налоговыми органами при исчислении имущественных налогов физическим лицам. Ведение таблиц классификаторов осуществляется на основании нормативных документов, определяющих исчисление имущественных налогов физическим лицам.

Классификаторы/справочники подразделяются на классификаторы федерального уровня и справочники (таблицы) регионального уровня.

Судебная практика.

Обращаем внимание, что положения комментируемой статьи стали предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Физическое лицо как налогоплательщик транспортного налога оспаривает конституционность статьи 361 НК РФ в части установления налоговых ставок по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует статье 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, дифференцируя налоговую ставку в зависимости от мощности двигателя, не позволяет при исчислении транспортного налога объективно оценить фактическую способность налогоплательщика к его уплате.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС РФ указал, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования, стоимость транспортного средства и расходы на его содержание, и в качестве такого критерия была избрана мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Данное правовое регулирование, в равной мере распространяющееся на всех налогоплательщиков, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права владельцев транспортных средств.

(Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2016 N 329-О.)

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 28 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2017
АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ