Трудовой кодекс, N 197-ФЗ | ст. 399 ТК РФ


Статья 399 ТК РФ. Выдвижение требований работников и их представителей (действующая редакция)

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 - 31 и частью пятой статьи 40 настоящего Кодекса.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Часть пятая утратила силу. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.

Требования (копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора.

Статья 398
Основные понятия
Статья 400
Рассмотрение требований работников, профессиональных союзов и их объединений

Комментарий к ст. 399 ТК РФ

1. Закон предоставил право выдвигать требования и начинать коллективный трудовой спор только работникам и их представителям. Работодатель этим правом не обладает.

Устанавливая такое правило, законодатель исходил из того, что все обязанности работников определены законодательством и трудовым договором. Никакие дополнительные обязательства на работников возложить нельзя. Работодатель может быть обременен дополнительными обязанностями по предоставлению работникам льгот и преимуществ из средств организации. Поэтому допустимы, например, требования о повышении заработной платы, изменении порядка ее индексации, предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска по семейным обстоятельствам.

Работодатель также должен выполнять условия коллективного договора, соглашения, поэтому возможны требования относительно тех или иных условий, которые своевременно не выполняются.

2. Требования предъявляются конкретному работодателю, в т.ч. индивидуальному предпринимателю, если разногласия связаны с заключением, изменением либо выполнением условий коллективного договора; установлением либо изменением условий труда; выполнением условий соглашения (отраслевого, регионального, профессионального и др.); отказом работодателя учесть мнение представительного органа работников.

В том случае, когда разногласия возникают в ходе проведения коллективных переговоров по поводу заключения соглашения, требования должны выдвигаться участвующим в переговорах профессиональным союзом (объединением профсоюзов) и направляться соответствующему объединению (объединениям) работодателей.

3. Законодатель не определяет, какого рода требования могут быть предъявлены работодателю, поскольку предмет коллективного трудового спора - установление или изменение условий труда, заключение, изменение или выполнение коллективного договора, соглашения, учет мнения представительного органа работников - достаточно четко очерчивает круг возможных требований. Однако на практике возникла тенденция одновременно с требованиями об установлении условий труда или выполнении условий коллективного договора выдвигать и другие, не связанные с коллективным трудовым спором. Так, наряду с требованиями о повышении заработной платы работниками одного из предприятий Томской области, выдвигались требования о выдаче талонов на молоко работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. В качестве другого примера можно привести требования работников отменить приказ об увольнении начальника цеха и выделить из прибыли предприятия 4 млн. руб. на строительство жилого дома для сотрудников.

Возникающие в таких случаях комплексы разногласий в соответствии с действующим законодательством следует решать с применением различных процедур. Споры о нарушении прав работников на охрану труда или о незаконном увольнении подлежат разрешению органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров - комиссией по трудовым спорам, судом общей юрисдикции. Повышение заработной платы или изменение системы оплаты труда может быть предметом коллективного трудового спора и разрешается в примирительном порядке.

4. Требования вправе выдвинуть работники организации, филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации, работники индивидуального предпринимателя или представители работников (см. коммент. к ст. ст. 29 - 31).

5. Для утверждения требований работников необходим созыв соответствующего собрания (конференции), т.е. собрания (конференции) работников, от имени которых предполагается их выдвижение: собрание работников организации либо филиала и т.д.

Собрание созывается представительным органом работников и считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих соответственно - в организации, филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации. Конференция - в случае присутствия не менее 2/3 избранных делегатов.

6. Трудовой кодекс определяет и порядок принятия решения об утверждении выдвинутых требований: оно принимается большинством голосов. В том случае, когда проведение собрания (созыва конференции) невозможно в силу специфической организации труда (многосменный режим работы, вахтовый метод и т.п.) либо разрозненности рабочих мест, представительному органу работников предоставляется право утвердить требования к работодателю путем сбора подписей работников. Требования считаются утвержденными, если собраны подписи более половины работников.

7. За работодателем закреплена обязанность создать условия для реализации работниками своего конституционного права на коллективные трудовые споры, в частности провести собрание (конференцию) и выдвинуть требования.

Руководитель организации (именно он выступает от имени работодателя) по требованию работников или их представителей должен предоставить помещение, необходимое для собрания (конференции). На него также возлагается обязанность не препятствовать его проведению.

За невыполнение указанных обязанностей представители работодателя подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу (см. коммент. к ст. 416).

8. При наличии в организации нескольких профсоюзов (первичных организаций профсоюзов) они должны согласовать свои требования заранее или вынести их на общее собрание (конференцию), которое окончательно решает вопрос относительно их количества и содержания.

9. Требования, выдвинутые работниками, направляются работодателю в письменной форме. Несоблюдение установленной формы лишает работников права ссылаться на нарушение их прав (уклонение от получения требований и от участия в примирительных процедурах).

Способ передачи требований представителю работодателя законом не установлен. Они могут быть отправлены по почте, факсом, электронной почтой, телефонограммой, переданы лично. Единственное, что необходимо зафиксировать, - это факт и дату получения требований работодателем.

Рекомендации Минтруда России (см. коммент. к ст. 402) предлагают отразить дату вручения требований в журнале или других регистрационных формах учета входящей корреспонденции либо в форме подписи руководителя организации, филиала, представительства либо иного должностного лица на втором экземпляре требований, остающемся у представителя работников.

10. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает порядок выдвижения требований профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов). Вряд ли это имеет большое практическое значение, поскольку выполнение соглашения обеспечивается на уровне организации.

11. Требования или их копии могут быть по решению работников направлены в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (см. коммент. к ст. 407). Такое правило усиливает гарантии работников, тем более что в этом случае проверяется получение требований работодателем.

Обращение в государственный орган позволяет (в определенной мере) предотвратить уклонение работодателя от получения требований и от своевременного создания примирительной комиссии. Кроме того, такой орган в соответствии с возложенными на него обязанностями оказывает сторонам методическую помощь по разрешению коллективных трудовых споров. Обратиться за консультацией стороны могут уже после направления копии требований.

Таким образом, раннее извещение государственного органа о возможности возникновения коллективного трудового спора можно рассматривать в качестве своеобразного превентивного мероприятия.

Следует подчеркнуть, что обращение в государственный орган может быть осуществлено как в письменной, так и в электронной форме.

Источник комментария:
Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ
ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ


Fatal error: Uncaught yii\web\HeadersAlreadySentException: Headers already sent in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 428. in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php:366 Stack trace: #0 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php(339): yii\web\Response->sendHeaders() #1 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/ErrorHandler.php(135): yii\web\Response->send() #2 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/base/ErrorHandler.php(262): yii\web\ErrorHandler->renderException(Object(yii\base\ErrorException)) #3 [internal function]: yii\base\ErrorHandler->handleFatalError() #4 {main} thrown in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 366