Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 303


Статья 303 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Перемещение товаров консульскими учреждениями иностранных государств и членами их персонала (действующая редакция)

1. Консульским учреждениям иностранных государств, консульским должностным лицам иностранных государств, включая главу консульского учреждения иностранного государства, и консульским служащим иностранных государств, а также членам их семей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные настоящим Кодексом для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатических представительств иностранных государств.

2. На основе специального соглашения с иностранным государством на работников обслуживающего персонала консульского учреждения иностранного государства, а также на членов их семей, не проживающих постоянно в Российской Федерации, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства могут быть распространены таможенные льготы, предоставляемые настоящим Кодексом членам соответствующего персонала дипломатического представительства иностранного государства.

Статья 302
Распространение таможенных льгот, предоставляемых членам дипломатического персонала представительства иностранного государства, на членов административно-технического и обслуживающего персонала
Статья 304
Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу

Комментарий к ст. 303 ТКТС РФ

1. Комментируемая статья закрепляет условия помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

Отметим, что часть первая комментируемой статьи указывает на товары, которые могут помещаться под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

Так, согласно части первой комментируемой статьи под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением следующих товаров: Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

- товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза;

- товаров, запрещенных к обороту на территориях государств - членов Таможенного союза.

Кроме того, Комиссией Таможенного союза (со 2 февраля 2012 года решением Евразийской экономической комиссии) может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли.

Таким образом, под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут быть помещены как иностранные товары, так и товары Таможенного союза.

Иностранные товары могут быть помещены под таможенную процедуру беспошлинной торговли как сразу после пересечения таможенной границы, так и если товары первоначально были помещены под иную таможенную процедуру. При этом следует напомнить, что в ст. 303 ТК ТС ЕврАзЭС закреплены дополнительные условия помещения товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Это критерии, исключающие возможность помещения товаров под указанную таможенную процедуру, к которым относятся:

1) запрет к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза;

2) запрет к вывозу за пределы таможенной территории Таможенного союза;

3) запрет к обороту на территории государств - членов Таможенного союза;

4) запрет к помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли Евразийской экономической комиссией (до 02.02.2012 - Комиссией Таможенного союза);

5) использование для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли.

При определении возможности помещения товара под таможенную процедуру беспошлинной торговли следует учитывать, что запрет к ввозу или вывозу может определяться только на наднациональном уровне. Национальное законодательство следует учитывать только в отношении товаров, запрещенных к обороту на территории государств - членов Таможенного союза.

Например, п. 6 Постановления Правительства РФ от 20.02.2010 N 76 "Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции" (вместе с Правилами изготовления акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, их приобретения, маркировки ими табачной продукции, учета, идентификации и уничтожения поврежденных акцизных марок, Требованиями к образцам акцизных марок для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции) устанавливает перечень случаев, при которых допускается ввоз на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции, не маркированной в установленном порядке акцизными марками.

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 "О некоторых вопросах применения таможенных процедур" установлен Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Это, например, тяжеловесные грузы (весом более 20 кг), громоздкие товары (сумма размеров по длине, ширине и высоте более 200 см), товары для розничной торговли, не расфасованные в потребительскую тару, продукция военного назначения, наркотические и психотропные вещества и т.д.

Помимо этого, под таможенную процедуру беспошлинной торговли не могут быть помещены товары Таможенного союза, облагаемые вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения в соответствии с Единым перечнем товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений, который был утвержден решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 19 и решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 132. Пунктом 6 решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375 установлены изъятия из этого ограничения.

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает лицо, которое может быть декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Так, согласно части второй комментируемой статьи декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру беспошлинной торговли, может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли, в котором будет осуществляться реализация этих товаров.

Необходимо иметь ввиду, что согласно ч. 1 ст. 33 ТК ТС ЕврАзЭС владельцем магазина беспошлинной торговли, следовательно, и декларантом таможенной процедуры беспошлинной торговли может выступать только юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, включенное в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли.

Для получения права на помещение товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли владелец магазина беспошлинной торговли должен подать таможенную декларацию, согласно ч. 1 ст. 179 ТК ТС ЕврАзЭС.

3. Часть третья комментируемой статьи закрепляет правило о товарах, используемых для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли. Так, согласно части третьей комментируемой статьи товары, используемые для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли, помещению под таможенную процедуру беспошлинной торговли не подлежат.

Согласно части 3 комментируемой статьи, запрет на помещение под таможенную процедуру беспошлинной торговли распространяется на такие товары, как, например, рекламная продукция, спецодежда для работников, оборудование, кассовые аппараты, мебель и компьютерная техника и т.п. Если указанные товары имеют статус товаров Таможенного союза, то помещение их под таможенную процедуру не требуется. Если для обеспечения функционирования магазина беспошлинной торговли планируется использовать иностранные товары, то они должны быть помещены под таможенную процедуру, допускающую возможность их использования в магазине беспошлинной торговли.

4. Часть четвертая комментируемой статьи закрепляет способ помещения товаров Таможенного союза под таможенную процедуру беспошлинной торговли. Так, согласно части четвертой комментируемой статьи товары Таможенного союза помещаются под таможенную процедуру беспошлинной торговли путем подачи таможенной декларации.

Декларант обязан соблюдать права, указанные в ст. 36 ТК ТС ЕврАзЭС, связанные с учетом товаров, поступающих в магазин беспошлинной торговли, их реализацией, обеспечением возможности проведения таможенного контроля и т.д.

Комментируемый Кодекс не содержит указания на то, что товары, о которых идет речь в настоящей главе, считаются условно выпущенными, однако, согласно ч. 8 ст. 200 ТК ТС ЕврАзЭС, законодательством государств - членов Таможенного союза могут быть установлены случаи отнесения товаров к условно выпущенным. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 222 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, являются условно выпущенными товарами.

В Республике Казахстан и Республике Беларусь товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, не являются условно выпущенными товарами.

Отдельно следует остановиться на сроках и порядке помещения товаров под иную таможенную процедуру, так как в национальном законодательстве Российской Федерации они отличаются, например, от сроков в законодательстве Республики Беларусь. В частности, в случае прекращения деятельности магазина беспошлинной торговли, в ч. 5 ст. 228 Таможенного кодекса Республики Беларусь установлен не только иной срок помещения товаров под иную таможенную процедуру, но и различный порядок для иностранных товаров и отечественных товаров. В Республике Беларусь срок помещения иностранных товаров под иную таможенную процедуру в случае ликвидации магазина беспошлинной торговли составляет два месяца со дня, следующего за днем принятия решения о ликвидации магазина беспошлинной торговли. Отечественные товары в течение указанного срока должны быть вывезены из магазина беспошлинной торговли на таможенную территорию Таможенного союза.

Законодательством государств - членов Таможенного союза установлен случай, когда декларант обязан поместить товары, находящиеся под таможенной процедурой беспошлинной торговли, под иную таможенную процедуру, - вступление в силу решения об исключении владельца магазина беспошлинной торговли из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли. В Российской Федерации данная обязанность установлена ч. 12 ст. 57 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, в Республике Казахстан - ч. 4 ст. 56 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Также следует иметь в виду, что в Российской Федерации товары должны быть помещены под иную таможенную процедуру в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения об исключении владельца магазина беспошлинной торговли из реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли. В Республике Казахстан товары должны быть помещены под иную таможенную процедуру в течение 30 календарных дней со дня принятия приказа о приостановлении деятельности владельца магазина беспошлинной торговли.

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ