Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 4


Статья 4 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Действие актов таможенного законодательства и иных правовых актов Российской Федерации во времени (действующая редакция)

1. Акты таможенного законодательства, указы Президента Российской Федерации и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее - иные правовые акты Российской Федерации) применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства и иные правовые акты Российской Федерации могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

3. Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

4. Запреты, ограничения или требования в области таможенного дела, устанавливаемые иными правовыми актами Российской Федерации, вводятся в действие не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования указанных актов, за исключением случаев, если:

соответствующие положения актов законодательства, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты Российской Федерации, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, прямо предусматривают введение их в действие в более короткие сроки;

настоящим Кодексом установлен специальный порядок введения в действие указанных запретов, ограничений или требований.

Статья 3
Таможенное законодательство Российской Федерации, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
Статья 5
Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов

Комментарий к ст. 4 ТКТС РФ

1. Традиционным для современного законодательства является формирование понятийного аппарата, т.е. совокупности основных понятий в том значении, которое подразумевается соответствующим нормативным актом и применительно к конкретным правоотношениям, регламентируемым таким актом. Поскольку один и тот же термин может иметь несколько значений, причем нередко диаметрально противоположных, то определение смыслового значения такого понятия является необходимым и целесообразным применительно к сфере действия соответствующего акта. Положения комментируемой статьи 4 ТК ТС также призваны адаптировать ряд используемых понятий к правоотношениям, регламентируемым комментируемым Кодексом.

Предусмотренный комментируемой статьей перечень сформирован в алфавитном порядке и включает в себя как общие, так и специальные понятия. Например, такое понятие, как "авария", в полной мере может быть отнесено к числу общих, а "таможенные органы", "таможенные процедуры", "перемещение товаров", "ввоз", "вывоз товаров" - понятия специальные, их нормативная регламентация не ограничивается исключительно определением сущности, а направлена на их адаптацию в практической реализации. Применение указанных терминов по смыслу комментируемого акта допускается исключительно в значении, установленном комментируемой статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.

2. Иные термины и понятия, не предусмотренные комментируемым Кодексом, используются в значении, установленном для них иными нормативными актами.

Так, например, в решении Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-31709/2012 от 21.02.2013 со ссылкой на п. 2 ст. 4 комментируемого Кодекса рассматривается понятие товаров, полностью произведенных в данной стране: "В соответствии с пп. 6, 7 п. 2 Правил определения страны происхождения товаров, приведенных в приложении к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров", товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны, а также продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, полученной указанным судном".

Комментируемый акт в большинстве случаев отсылает к нормам законодательства государств - участников Союза. В этой связи определение сущности и значения терминов, не предусмотренных комментируемым Кодексом, осуществляется в соответствии с предписаниями внутренних законодательных актов, а также международных договоров, заключенных членами Таможенного союза. К числу иных терминов в полной мере могут быть отнесены понятия, используемые и регламентируемые иными отраслями права. Определение их сущности также производится в соответствии с предписаниями законодательных актов каждого из государств. Применение данного подхода обусловлено специальными предписаниями ч. 3 комментируемой статьи 4 ТК ТС. Сам факт использования таких понятий в рамках правоотношений, регулируемых комментируемым Кодексом, не может рассматриваться в качестве основания для изменения их сущности и значения. Они применяются в том смысловом значении, которое регламентировано отраслевым нормативным актом. Например, понятия, определенные Гражданским кодексом РФ, применяются в общем порядке в соответствии с определенным данным документом значением, не изменяя его применительно к рассматриваемой категории правоотношений.

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ