Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 79


Статья 79 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Внутренний таможенный транзит (действующая редакция)

1. Внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

2. Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (статья 92), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.

3. Положения настоящей главы не распространяются на товары, перевозимые воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения регулярного международного рейса в месте прибытия товаров совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной выгрузки товаров, а также на товары, перевозимые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

4. Перевозка товаров в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита может осуществляться любым перевозчиком, в том числе таможенным перевозчиком.

Статья 78
Разгрузка и перегрузка (перевалка) товаров в месте прибытия
Статья 80
Разрешение на внутренний таможенный транзит

Комментарий к ст. 79 ТКТС РФ

Положения комментируемой статьи призваны дополнить дефинитивную часть ТК ТС ЕврАзЭС, определяя не только понятия плательщика таможенных пошлин и налогов, но и опосредованно детализируя понятие "декларант".

В рамках комментируемой правовой нормы фактически отождествляются два самостоятельных термина: "плательщик" и "декларант", что является обоснованным лишь с точки зрения реализации обязанности по уплате обязательных платежей. Плательщиком признается декларант, т.е. лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

Одновременно, плательщиком могут выступать иные лица, на которых нормативно возложена указанная обязанность. Так, например, в качестве декларанта может выступать перевозчик - транспортная компания, перемещающая товары через таможенную границу, а плательщиком таможенной пошлины и налогов может выступать собственник груза, грузоотправитель и иные субъекты. Исключительный перечень плательщиков указанных платежей не регламентирован ни комментируемым Кодексом, ни иными нормативными актами.

Так, например, ст. 114 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ предусматривает, что плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза и указанным Федеральным законом. Таким образом, перечисленные нормативные акты отсылают друг к другу, не регламентируя при этом исчерпывающий перечень плательщиков. Такой подход позволяет рассматривать в качестве плательщиков неограниченный круг субъектов от собственника груза до грузополучателя на таможенной территории. Стороны международного договора могут самостоятельно определить лицо, обязанное произвести соответствующие платежи.

Таким образом, практически любой субъект может выступать в качестве плательщика таможенных пошлин и налогов: как физическое, так и юридическое лицо. Основным требованием, предъявляемым к таким субъектам, является их дееспособность, т.е. способность собственными действиями приобретать права и нести обязанности. Все иные требования носят факультативный характер и могут быть регламентированы лишь сторонами договора.

В отношении норм, установленных комментируемой статьей, на практике возникают судебные разбирательства. Так, например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2013 по делу N А56-61430/2012 отказано в удовлетворении требования общества о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей. Согласно обстоятельствам дела, таможенный представитель ссылается на то, что после помещения товаров под определенную таможенную процедуру таможенный представитель перестает быть лицом, обязанным (ответственным) за уплату таможенных платежей. Вышеуказанным Постановлением в удовлетворении требования отказано, поскольку таможенный представитель несет солидарную ответственность за уплату таможенных платежей, обязанность по внесению которых возникает при декларировании товаров таможенным представителем.

В качестве примера можно привести и решение Новосибирского областного суда от 27.03.2012 по делу N 7-102-2012, в соответствии с которым отмена постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 16.22 КоАП РФ и прекращение производства по делу признаны законными, так как иностранный гражданин не является лицом, которое должно производить оплату таможенных пошлин, налогов в соответствии со ст. 79 ТК ТС ЕврАзЭС.

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ