Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 94


Статья 94 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Условия включения в Реестр таможенных перевозчиков (действующая редакция)

Условиями включения в Реестр таможенных перевозчиков являются:

1) осуществление деятельности по перевозке грузов в течение не менее двух лет;

2) обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии со статьей 339 настоящего Кодекса;

3) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозке грузов, если такой вид деятельности лицензируется в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) владение (нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде) используемыми для перевозки товаров транспортными средствами, в том числе транспортными средствами, пригодными для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями (статья 84);

5) наличие договора страхования риска своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда товару, вверенному перевозчику по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора. Страховая сумма не может быть менее 20 миллионов рублей.

Примечание. Для целей применения настоящей главы под транспортным средством понимается также транспортное средство, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации.

Статья 93
Таможенный перевозчик
Статья 95
Заявление о включении в Реестр таможенных перевозчиков

Комментарий к ст. 94 ТКТС РФ

1. Комментируемая статья открывает раздел 3 ТК ТС ЕврАзЭС, регулирующий важнейший элемент таможенного дела - таможенный контроль, под которым понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (п. 31 ч. 1 ст. 4 ТК ТС ЕврАзЭС).

Комментируемая статья посвящена общим началам проведения таможенными органами таможенного контроля. Важнейшим принципом осуществления таможенного контроля является принцип выборочности, в соответствии с которым при проведении таможенного контроля таможенные органы ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения законодательства Таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. Разнообразие форм таможенного контроля, возможность их выбора, сочетания друг с другом позволяют сделать таможенный контроль эффективным средством обеспечения соблюдения таможенного законодательства, адекватным конкретным обстоятельствам, минимизировать время его проведения, а участникам внешнеэкономической деятельности сократить временные и материальные затраты, связанные с проведением таможенных формальностей <1>. Данный принцип полностью соответствует Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 (Киотская конвенция).
--------------------------------
<1> Трунина Е.В. Административные процедуры в деятельности таможенных органов РФ: теоретико-прикладное исследование: Монография. Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2013. С. 88. Бесплатная юридическая консультация по телефонам: 8 (495) 899-03-81 (Москва и МО) 8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО) 8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

2. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками (СУР). СУР представляет собой современную технологию таможенного контроля, широко используемую таможенными органами зарубежных стран. Основы и принципы таможенного контроля с использованием СУР также базируются на вышеупомянутой Международной конвенции об упрощению и гармонизации таможенных процедур. Принципы управления рисками, под которыми, согласно Конвенции, понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности результатов этого контроля. ТК ТС ЕврАзЭС включает отдельную главу 18 "Система управления рисками", которая раскрывает понятийный аппарат, цели применения СУР, объекты анализа риска, задачи таможенных органов по оценке и управлению рисками.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает принцип сотрудничества таможенных органов государств - членов Таможенного союза с таможенными органами иностранных государств, которое осуществляется в целях совершенствования таможенного контроля. Российской Федерацией заключено более сорока международных договоров о сотрудничестве и взаимной помощи по таможенным вопросам, как со странами ближнего зарубежья (Абхазия, Северная Осетия, Южная Осетия и др.), так и дальнего зарубежья (Аргентина, Чили, Бразилия, Греция, Италия, Франция, Израиль, Индия, Япония и др.).

Основной формой подобного сотрудничества является направление в таможенные органы иностранных государств международных запросов, предусматривающих получение от иностранных таможенных органов документов и информации, которые необходимы таможенным органам для проведения таможенного контроля, но нет возможности получить их на территории РФ. Порядок направления международных запросов строго регламентирован и определен Приказом ФТС России от 9 декабря 2011 N 2490 "Об утверждении Инструкции о порядке подготовки и исполнения международных запросов, не относящихся к делам об административных правонарушениях и не связанных с проведением оперативных проверок". Самостоятельное регулирование имеет сотрудничество между таможенными органами государств - участников Таможенного союза, осуществляемое в рамках взаимной административной помощи (глава 17 ТК ТС ЕврАзЭС).

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает возможность взаимодействия таможенных органов при проведении таможенного контроля со следующими субъектами:

- другие контролирующие государственные органы;

- участники внешнеэкономической деятельности;

- лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела;

- иные лица, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

Порядок взаимодействия таможенных органов с указанными субъектами определяется законодательством государств - членов Таможенного союза. В частности, в ст. 23 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ урегулированы вопросы взаимодействия таможенных органов с другими государственными органами. Взаимодействие таможенных органов РФ с субъектами в данном пункте осуществляется, как правило, на основании заключаемых соглашений. Их основная доля приходится на соглашения о взаимодействии с иными контролирующими государственными органами.

В качестве таковых следует назвать, например, Соглашение о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля от 15 августа 2005 г. N 06-30/21, N 01-48/9; Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю и Федеральной таможенной службы при предоставлении и получении информации в целях экспортного контроля, утв. ФСТЭК РФ 21.12.2005 N 6, ФТС РФ 15.09.2005 N 01-48/0012; Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21.01.2010 N 01-69/1, N ММ-27-2/1 и др.

Тенденцией последних лет стало заключение ФТС России соглашений о сотрудничестве с различными некоммерческими организациями, в которых определяются основные направления, формы и принципы взаимодействия сторон, в том числе в части повышения эффективности осуществления таможенного контроля. Подобные соглашения ФТС России заключены, в частности, с Национальной ассоциацией поставщиков, производителей и потребителей мяса и мясопродуктов от 31 января 2013 г. N 01-69/1; Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров от 28 июня 2013 г. N 01-69/6; Ассоциацией импортеров и продавцов ювелирных изделий от 6 июля 2012 г. N 01-69/0032 и др.

В Республике Казахстан взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами, участниками внешнеэкономической деятельности и другими лицами в сфере таможенного дела достаточно подробно определено в главе 3 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан". В Таможенном кодексе РБ имеется ст. 318 "Взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами".

5. Таможенный контроль является основным, но не единственным видом государственного контроля, осуществляемым таможенными органами. На это прямо указывает ч. 5 комментируемой статьи, устанавливающая, что таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Экспортный контроль осуществляется таможенными органами в рамках таможенного контроля. Его проведение характеризуется спецификой объектов таможенного контроля, а именно товаров, подпадающих под действие экспортного контроля. Правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля установлены Федеральным законом от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле".

Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, осуществляемый таможенными органами, имеет исключительное значение для обеспечения радиационной безопасности, а также для выполнения международных обязательств в области нераспространения ядерного оружия. Он является важным элементом международной системы противодействия ядерному и радиологическому терроризму. Радиационный контроль проводится с целью проверки уровня ионизирующего излучения, исходящего из товаров и (или) транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, и сравнения его с естественным фоном в целях обеспечения безопасности для населения и окружающей среды.

Таможенные органы России осуществляют радиационный контроль по двум направлениям:

1) радиационный контроль всех транспортных средств, пассажиров, их багажа и товаров, пересекающих государственную границу;

2) контроль делящихся и радиоактивных материалов, легально перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, с целью проверки соответствия заявленных в таможенной декларации данных фактическому содержимому предъявленного радиационного груза. При его проведении таможенные органы используют специальные технические средства в порядке, определенном Приказом ФТС России от 09.10.2012 N 2026 "Об определении типа технических средств для проведения радиационного контроля, типа досмотровой рентгеновской техники, критериев принятия решений об их необходимости и количестве".

Наиболее существенную роль таможенные органы играют в осуществлении валютного контроля. Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" таможенные органы являются агентами валютного контроля. Порядок его проведения регулируется Административным регламентом ФТС России, утвержденным Приказом ФТС России от 24 декабря 2012 г. N 2621. В целях сближения законодательства государств - членов Таможенного союза, регулирующих валютные правоотношения, в том числе в части валютного контроля, союзными государствами принято Соглашение "О согласованных принципах валютной политики" (заключено в Москве 09.12.2010).

Вышеуказанными видами государственного контроля не исчерпываются полномочия таможенных органов. Законодательством государств - членов Таможенного союза на таможенные органы может быть возложено осуществление иных видов контроля. Например, Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации" на таможенные органы РФ возложены следующие виды контроля:

- проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- проведение санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного надзора в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска).

В Республике Казахстан на таможенные органы возложено проведение санитарно-карантинного и транспортного контроля в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза. Таможенные органы Республики Беларусь в пределах своей компетенции осуществляют налоговый контроль.

6. При проведении таможенными органами таможенного контроля не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение, за исключением предусмотренных ТК ТС ЕврАзЭС случаев. Например, личный таможенный досмотр проводится на основании решения о его проведении (ч. 2 ст. 117 ТК ТС ЕврАзЭС), таможенный осмотр помещений и территории - предписания (указания) на проведение таможенного осмотра помещений и территорий (ч. 5 ст. 119 ТК ТС ЕврАзЭС); выездная таможенная проверка - решения (предписания, акта о назначении проверки) (ч. 3 ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС).

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ