Уголовный кодекс, N 63-ФЗ | ст. 352 УК РФ


Статья 352 УК РФ. Нарушение правил кораблевождения (действующая редакция)

Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Статья 351
Нарушение правил полетов или подготовки к ним
Статья 353
Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны

Комментарий к ст. 352 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — установленный порядок вождения или эксплуатации кораблей Военно-Морского Флота, обеспечивающий их постоянную боевую готовность, безопасное плавание для людей, самих кораблей и иного имущества и использование их по прямому назначению в мирное и военное время.

Корабельный устав Военно-Морского Флота относит к кораблям Военно-Морского Флота боевые корабли (эсминцы, крейсера, авианосцы, подводные лодки, торпедные катера и др.), корабли специального назначения, морские и рейдовые суда обеспечения (ст. 1).

Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, относится к преступлениям средней тяжести.

Основными актами, регулирующими установленный порядок мореплавания кораблей Военно-Морского Флота, являются Корабельный устав Военно-Морского Флота, устанавливающий общие обязанности командира корабля; Руководство по соблюдению правового режима пространств и взаимоотношений с иностранными кораблями и властями; Правила безопасности плавания; Правила техники эксплуатации вспомогательных судов и базовых плавучих средств Военно-Морского Флота; Инструкция по штормовым готовностям; Правила устройства безопасной эксплуатации подводных снарядов; Руководство по оказанию помощи подводным лодкам, находящимся на глубине; Инструкция о порядке классификации, расследования происшествий с кораблями, судами, их вооружением и военной техникой и организации работы по предупреждению аварийности в Военно-Морском Флоте; Устав службы на судах обеспечения; Положение о введении надзора за безопасностью мореплавания, водолазных и глубоководных работ Военно-Морского Флота; международные акты, ратифицированные Российской Федерацией, о предупреждении столкновения судов на море и др.

В процессе кораблевождения, т.е. непосредственного управления кораблем в плавании, командир определяет курс корабля, скорость его движения, место нахождения корабля, порядок буксировки корабля другим кораблем, принимает меры к предупреждению столкновения судов в море, а также к обеспечению живучести корабля при получении им повреждения и принимает решение в случае возникновения угрозы гибели корабля для предотвращения такой угрозы. Вождение корабля возлагается лично на командира корабля, его старшего помощника, а в случае их отсутствия — на вахтенного офицера, находящегося при исполнении своих обязанностей. Командир корабля не несет ответственности за аварию корабля, идущего под проводкой лоцмана, лишь при условии, если авария корабля произошла из-за таких местных условий (факторов), которые могли быть известны только лоцману (подводные рифы, затонувшие суда, отмели и т.п. препятствия, не обозначенные на судовой карте).

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении установленных правил кораблевождения или эксплуатации военных кораблей. Кораблевождение заключается в непосредственном управлении кораблем в плавании. Ошибки в кораблевождении являются нарушением правил вождения кораблей. Нарушение правил вождения корабля выражается в действии (бездействии), противоречащем установленным правилам кораблевождения (непринятие мер к измерению глубины перед посадкой на мель, неуменьшение скорости движения корабля при прохождении узости, расхождение со встречным кораблем с нарушением правил, повлекшим столкновение кораблей, и др.).

Нарушение правил эксплуатации корабля включает ошибки в техническом обслуживании корабля, в выполнении погрузочно-разгрузочных работ, в выполнении специальных мероприятий, связанных с использованием военного корабля по его предназначению (десантирование, минирование и др.).

Последствия нарушения правил кораблевождения или эксплуатации корабля — причинение по неосторожности смерти человеку либо иных тяжких последствий. Их содержание аналогично рассмотренным ранее.

Обязательный признак преступления — причинная связь. Ее установление в сложных случаях может быть осуществлено с помощью эксперта.

3. Субъект преступления — специальный: военнослужащий, на которого возложена обязанность по кораблевождению или эксплуатации корабля (командир корабля, катера, шлюпки, старший помощник командира корабля, вахтенный офицер, осуществляющий вождение корабля, лица технической службы корабля и командиры боевых частей корабля).

4. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.


АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ


Fatal error: Uncaught yii\web\HeadersAlreadySentException: Headers already sent in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 428. in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php:366 Stack trace: #0 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php(339): yii\web\Response->sendHeaders() #1 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/ErrorHandler.php(135): yii\web\Response->send() #2 /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/base/ErrorHandler.php(262): yii\web\ErrorHandler->renderException(Object(yii\base\ErrorException)) #3 [internal function]: yii\base\ErrorHandler->handleFatalError() #4 {main} thrown in /home/u51866/public_html/vendor/yiisoft/yii2/web/Response.php on line 366