Земельный кодекс, N 136-ФЗ | ст. 94 ЗК РФ


Статья 94 ЗК РФ. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий (действующая редакция)

1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:

1) особо охраняемых природных территорий;

2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) особо ценные земли.

3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

5. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 406-ФЗ.

6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статья 93
Земли обороны и безопасности
Статья 95
Земли особо охраняемых природных территорий

Комментарий к ст. 94 ЗК РФ

Перечень особо охраняемых территорий, предусмотренный в комментируемой статье и в последующих статьях данной главы, не является исчерпывающим: указанными выше органами исполнительной власти устанавливаются и иные виды особо охраняемых земель. В ряде крупных городов приняты и действуют нормативные правовые акты, регулирующие использование и охрану пригородных зон, земель, занятых городскими лесами, парками, иными зелеными насаждениями, выделяемых на особо охраняемых территориях, предусмотренных в главе IX «Природные объекты, находящиеся под особой охраной» ФЗ об охране окружающей среды.

Защита земель особо охраняемых территорий нередко становится предметом судебных споров. Так, Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики установил следующее. Национальный парк «Приэльбрусье» обратился в суд с иском к пансионату о взыскании ущерба, причиненного самовольной вырубкой пяти деревьев и нарушением 42 кв. м плодородного слоя почвы при разрытии котлована под строительство котельной. В кассационной жалобе пансионат просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на то, что не дана оценка отсутствию доказательств, подтверждающих факт совершения правонарушения.

В подтверждение факта совершения ответчиком правонарушения представлен протокол; национальный парк «Приэльбрусье» относится к особо охраняемым природным территориям; занимаемая территория пансионата входит в территорию национального парка, а поэтому хозяйственная деятельность ответчика на указанной территории должна совершаться в соответствии с требованиями ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; согласно п. 2 его ст. 15 на территории национального парка запрещена деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова, рубки деревьев, расширение и строительство новых хозяйственных объектов.

Ответчик приступил к строительству котельной без разрешения органов государственной власти, без согласования с соответствующими органами управления, без проведения экологической экспертизы. Доводы заявителя жалобы о том, что протокол не имеет доказательственной силы, поскольку составлен без участия представителя ответчика, несостоятельны: согласно п. 64 Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации» о дне проведения освидетельствования мест рубок лесопользователь извещается письменно лесхозом или лесничеством; если лесопользователь уклоняется от участия в проведении освидетельствования, оно может быть проведено в одностороннем порядке с извещением лесопользователя о дне его проведения.

Истец письмом обратился к ответчику с предложением принять участие в составлении протокола, что подтверждается почтовой квитанцией об отправке заказной корреспонденции. Ответчик уклонился от участия в составлении протокола о лесонарушении; ответ на претензионное письмо ответчик истцу не направил; доказательств, опровергающих факт вырубки деревьев и иные сведения, содержащиеся в протоколе о нарушении, не представил.

См. также ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особо охраняемых природных территориях“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 406-ФЗ, которым также дополняются ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об экологической экспертизе», «Об охране озера Байкал», «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», ЗК РФ, ЛК РФ.

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ