Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.) (с изменениями и дополнениями) (прекратила действие)

С изменениями и дополнениями от:

18 ноября 1926 г., 15 апреля 1927 г., 18 мая 1929 г., 4 марта 1931 г., 23 января 1935 г.

Конституция (Основной закон)
Российской Социалистической Федеративной Советской Республики
(утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 г.)

Раздел первый
Общие положения

Глава первая

1. Настоящая Конституция (Основной закон) Российской социалистической федеративной советской республики исходит из основных положений декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой III Всероссийским Съездом советов, декларации прав народов России от 2 ноября 1917 г. и основных начал Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики, принятой V Всероссийским Съездом советов, и имеет своей задачей гарантировать диктатуру пролетариата в целях подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком и осуществления коммунизма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.

2. Российская Республика есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строющееся на основе федерации национальных советских республик. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

3. Носителем Верховной Власти в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике является Всероссийский С`езд Советов, а в период между С`ездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов.

Согласно воле народов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принявших решение на Х Всероссийском С`езде Советов об образовании Союза Советских Социалистических Республик, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, входя в состав Союза Советских Социалистических Республик, передает Союзу полномочия, отнесенные, в соответствии со ст.1 Конституции Союза Советских Социалистических Республик, к ведению органов Союза Советских Социалистических Республик.

4. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести, церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

5. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки рабочего класса и крестьянства все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.

6. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., предоставляет в распоряжение рабочего класса и крестьянства все пригодные для устройства народных собраний помещения.

7. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает рабочим и крестьянам содействие для их об`единения и организации.

8. В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить им полное, всестороннее и бесплатное образование.

9. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики.

10. В целях всемерной охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской Революции, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать Революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые элементы возлагается отправление иных воинских обязанностей.

11. Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика предоставляет все права, устанавливаемые Конституцией и законодательством Республики для граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, также и всем пребывающим на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики гражданам других союзных советских республик.

Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, исходя из солидарности трудящихся всех наций, предоставляет все политические права иностранцам, проживающим на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу, а равно к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, на основе постановлений верховных органов Союза Советских Социалистических Республик.

12. Российская социалистическая федеративная советская республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованиям за революционно-освободительную деятельность.

14. Руководствуясь интересами трудящихся, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которыми они пользуются в ущерб интересам социалистической революции.

15. Вся земля, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи являются социалистической государственной собственностью на основах, определяемых особыми законами Союза советских социалистических республик и верховными органами Российской социалистической федеративной советской республики.

Раздел второй

Глава вторая
О предметах ведения Всероссийского С`езда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

16. Исключительному ведению Всероссийского Съезда советов подлежит:

а) установление, дополнение и изменение основных начал Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики и окончательное утверждение частичных дополнений и изменений Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики, принятых сессиями Всероссийского центрального исполнительного комитета советов в период между Всероссийскими съездами советов;

б) окончательное утверждение конституций автономных советских социалистических республик, а также дополнений и изменений этих конституций.

18. Сверх перечисленных вопросов, ведению Всероссийского С`езда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат и другие вопросы, в соответствии с Конституцией Союза Советских Социалистических Республик.

19. В пределах, указанных в Основном Законе (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики имеют обязательную силу постановления верховных органов Союза Советских Социалистических Республик. За этим исключением, никакие органы, кроме Всероссийского С`езда Советов, Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, его Президиума и Совета Народных Комиссаров, не имеют права издавать законодательные акты общегосударственного значения на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Раздел третий
Об устройстве Советской власти

Глава четвертая
Об автономных советских социалистических республиках и областях

44. Органы государственной власти в автономных советских социалистических республиках и автономных областях образуются на основе Конституции (Основного закона) Российской социалистической федеративной советской республики из местных советов, их съездов, исполнительных комитетов, областных и центральных исполнительных комитетов.

Основные законы (конституции) автономных советских социалистических республик, а равно дополнения и изменения этих основных законов (конституций) принимаются их съездами советов, представляются на утверждение Всероссийского центрального исполнительного комитета советов и вносятся на окончательное утверждение Всероссийского Съезда советов.

Примечание. Положения об автономных областях принимаются их съездами советов и утверждаются Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов.

45. Высшими органами государственной власти в пределах территории каждой автономной советской социалистической республики являются съезды советов означенных республик, а в период между этими съездами - избираемые ими центральные исполнительные комитеты, права которых определяются основным законом (конституцией) каждой автономной советской социалистической республики.

Постановления съездов советов автономных советских социалистических республик могут быть отменяемы и изменяемы Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов, а также приостанавливаемы Президиумом Всероссийского центрального исполнительного комитета советов.

Постановления центральных исполнительных комитетов и всех центральных органов автономных советских социалистических республик могут быть отменяемы, изменяемы и приостанавливаемы Всероссийским центральным исполнительным комитетом советов и его Президиумом.

46. Центральные исполнительные комитеты автономных советских социалистических республик и областные исполнительные комитеты автономных областей избирают из своей среды президиумы, которые в период между сессиями центральных или областных и исполнительных комитетов являются на территории данной республики или области высшим органом власти.

47. Центральные исполнительные комитеты автономных советских социалистических республик образуют свои исполнительные органы - советы народных комиссаров в составе: председателя совета народных комиссаров, народных комиссаров юстиции, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, земледелия, финансов, коммунального хозяйства, местной промышленности, внутренней торговли и председателя государственной плановой комиссии.

Народные комиссариаты земледелия, финансов, коммунального хозяйства, местной промышленности и внутренней торговли, находясь в подчинении Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров соответствующей автономной советской социалистической республики, обязаны выполнять директивы одноименных народных комиссариатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

В зависимости от местных бытовых условий центральные исполнительные комитеты автономных советских социалистических республик имеют право сократить количество народных комиссариатов и соответственно изменить состав совета народных комиссаров.

48. В пределах прав, предоставленных автономным советским социалистическим республикам, центральные исполнительные комитеты этих республик издают законодательные акты, имеющие обязательную силу на территории соответствующей автономной советской социалистической республики.

Раздел четвертый

Глава шестая
О выборах в Советы

А. Об активном и пассивном избирательном праве

68. Правом избирать и быть избранным в советы пользуются, независимо от пола, вероисповедания, расы, национальности, оседлости и т.п., следующие граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, которым ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

а) все, добывающие средства к жизни производительным и общественно-полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда;

б) красноармейцы и краснофлотцы Рабоче-Крестьянских Красных Армии и Флота;

в) граждане, входящие в категории, перечисленные в п.п. "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-либо мере трудоспособность.

Примечание. Из лиц, не вступивших в число граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, пользуются активным и пассивным избирательным правом лица, указанные в ст.11 настоящей Конституции.

69. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они и входили в одну из перечисленных категорий:

а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;

в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

г) духовные служители религиозных культов всех вероисповеданий и толков, для которых это занятие является профессией, и монахи;

д) служащие и агенты бывшей полиции, отдельного корпуса жандармов и охранных отделений, члены царствовавшего в России дома, а также лица, руководившие деятельностью полиции, жандармерии и карательных органов;

е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными;

ж) лица, осужденные за преступления с поражением в политических правах на установленный судебным приговором срок.

Б. О производстве выборов

70. Выборы производятся в дни, устанавливаемые местными советами или их исполнительными комитетами.

71. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписями членов избирательной комиссии.

72. Порядок производства выборов, а равно и участие в них профессиональных союзов и иных рабочих организаций, определяется Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом или его Президиумом.

В. О проверке и отмене выборов и отзыве депутатов

73. Проверка правильности выборов в советы производится избирательными комиссиями, а проверка правильности полномочий делегатов, избираемых на с`ездах советов, - мандатными комиссиями.

74. В случае неправильности выборов в целом, вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти. Высшим органом по кассации Советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и его Президиум.

75. Избиратели, пославшие в совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы.

Раздел пятый

Глава седьмая
О бюджетном праве

76. Все государственные доходы и все расходы Российской Социалистической Федеративной Советской Республики объединяются в общегосударственном бюджете.

77. Бюджет Российской Социалистической Федеративной Советской Республики входит, как составная часть, в единый государственный бюджет Союза Советских Социалистических Республик, в соответствии с Конституцией Союза Советских Социалистических Республик и издаваемыми в порядке общесоюзного законодательства правилами.

78. Распределение расходов, а также доходов, собираемых на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, на расходы и доходы, вносимые в общесоюзную роспись и в роспись Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, устанавливается также в порядке общесоюзного законодательства.

79. Бюджет Российской Социалистической Федеративной Советской Республики рассматривается Советом Народных Комиссаров Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, утверждается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и направляется в законодательные органы Союза Советских Социалистических Республик для включения, в порядке Конституции Союза Советских Социалистических Республик, в единый государственный бюджет Союза Советских Социалистических Республик.

80. Республиканские доходы и расходы автономных советских социалистических республик, входящих в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединяются в республиканских бюджетах этих республик.

Республиканские бюджеты автономных советских социалистических республик принимаются советами народных комиссаров и утверждаются центральными исполнительными комитетами этих республик.

81. Ни один расход из средств государственной казны не может быть произведен без установления на него кредита в росписи государственных доходов и расходов или без издания особого постановления законодательных органов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

82. Все расходы по росписи Российской Социалистической Федеративной Советской Республики расходуются в пределах сметных подразделений по их прямому назначению.

83. Все местные доходы и все местные расходы об`единяются в местных бюджетах в порядке общесоюзного и республиканского законодательства.

84. Местные бюджеты составляются исполнительными комитетами и советами депутатов и утверждаются соответствующими съездами советов или, в подлежащих случаях, исполнительными комитетами, а также городскими советами депутатов, под общим контролем соответствующих центральных органов Российской социалистической федеративной советской республики.

85. Отчет по исполнению бюджета Российской Социалистической Федеративной Советской Республики утверждается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

86. В порядке законодательства Союза Советских Социалистических Республик и Российской Социалистической Федеративной Советской Республики для покрытия расходов, отнесенных по этому законодательству на местные средства, местным бюджетам предоставляются доходные источники: налоговые и неналоговые.

Раздел шестой

Глава восьмая
О гербе, флаге и столице Российской Социалистической Федеративной Советской Республики

87. Государственный герб Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из изображения на красном фоне в лучах солнца золотых серпа и молота, помещенных крест-на-крест, рукоятки книзу, окруженных венцом из колосьев, с надписью:

а) Р.С.Ф.С.Р. и

б) Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

88. Государственный флаг Российской Социалистической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу коего, у древка наверху, помещены золотые буквы "Р.С.Ф.С.Р.".

89. Столицей Российской Социалистической Федеративной Советской Республики является город Москва.


Источник: http://constitution.garant.ru