ЕТКС. Авиационный техник по приборам и электрооборудованию (8-й разряд)


ЕТКСЕдиный тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
Выпуск 53Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)
  § 22Авиационный техник по приборам и электрооборудованию (4-й разряд, 5-й разряд, 6-й разряд, 7-й разряд, 8-й разряд)

Характеристика работ. Техническое обслуживание систем электрооборудования и систем приборов опытных и модифицированных летательных аппаратов при испытательных полетах и приборов и электрооборудования, в объеме периодических форм, с самоконтролем широкофюзеляжных самолетов и самолетов нового поколения или сложные многофункциональные регулировочные работы систем А и РЭО с использованием КПА и СИ на борту ВС или в лаборатории. Контроль работ, выполненных рабочими более низкой квалификации. Отработка технологии и методов подготовки к наземным и летным испытаниям опытных и модифицированных летательных аппаратов, рациональных методов устранения недостатков, выявленных при испытаниях. Выполнение основных работ по техническому обслуживанию: проведение комплексных регулировочных работ на борту ВС на сложных и взаимосвязанных системах приборов и электрооборудования; осмотр и контроль работоспособности, направленные на предупреждение отказов приборов и электрооборудования и своевременное проведение их ремонта по замечаниям экипажа, результатам обработки полетной информации, зарегистрированной бортовыми средствами контроля, и по результатам планового контроля при технической эксплуатации; поиск причины редко встречающегося отказа приборов и электрооборудования всех типов базовых самолетов с использованием компьютерных программ; анализ технического состояния блоков и изделий приборов и электрооборудования при освоении самолетов нового поколения с использованием КПА и СИ; контроль качества и организации процессов ТО и Р, ВР отдельных блоков и систем А и РЭО в целом, выполненных авиатехниками более низкой квалификации; участие в создании компьютерных программ по совершенствованию организации процессов ТО и Р или ВР; сдача (прием) ВС в ремонт; осуществление приема-сдачи ВС, находящегося на ТО и Р из смены в смену; участие в расследовании авиационных происшествий.

В лаборатории А и РЭО: контроль технического состояния, диагностика и поиск неисправностей в автоматизированном с использованием рабочих мест типа АСНКД или ручном режиме с глубиной поиска неисправностей до субблока, КФМ и подтверждением результатов дефектации (контролируемых параметров) на физическом уровне; многофункциональные регулировочные работы всех компонентов в составе системы А и РЭО в целом; восстановительный ремонт с заменой отказавших компонентов или восстановление функциональных линий связи субблока, КФМ.

Должен знать: программы наземных испытаний летательных аппаратов и методические указания по их выполнению; организацию и методы контроля качества выполненных работ ТО и Р, ВР А и РЭО в целом и их отдельных блоков и систем; технологию доработок А и РЭО; организацию работы по ТО и Р и ВР в соответствии с производственным заданием и требованиями ЭД; порядок передачи ВС экипажу, правила передачи приборов и электрооборудования на ремонтные предприятия и приема после ремонта.

Для лаборатории А и РЭО дополнительно: методы восстановления отказавших блоков (изделий) сложных систем, их субблоков, модулей, плат путем замены комплектующих и их элементов; алгоритмы программ поиска и устранения причин отказов и неисправностей; методы пооперационного и выборочного контроля качества выполненных работ А и РЭО.

Требуется среднее профессиональное образование, стаж работы авиационным техником по приборам и электрооборудованию 7-го разряда не менее трех лет.

Примеры работ.

Непосредственно на ВС.

Контроль технического состояния: бесплатформенной инерциальной системы БИНС-85, вычислительной системы самолетовождения ВСС-85; основной системы управления закрылками и предкрылками с помощью тест-сигналов с блоков управления БЦ-261 с применением КИСС; совместной работы САУ с ИКВСП, параметров состояния пилотажно-навигационного оборудования и оборудования радиосвязи; расширенный тест-контроль системы СУ-18 разворота передней опоры с применением КИСС.

Контроль качества технического обслуживания: продолжительности выпуска и уборки закрылков при работе каждого канала в отдельности и при совместной работе каналов системы; тарировки каналов и прохождения разовых команд заданных параметров, характеризующих состояние ВСУ; исправности системы генерирования с помощью оборудования встроенного контроля, работоспособности системы переменного и постоянного тока.

Восстановительные работы: поиск и устранение неисправностей в системе автоматического захода на посадку по II категории ИКАО, связанных с системами силовых установок (параллельная работа генераторов, регулировка частоты напряжения); ВР или регулировка моделирующих и интегрирующих цепей и усилителей системы НВ-ПБ-1 (вставки на печатных платах блока П17-2), электронных блоков РТА-32, блоков измерения и автоматики топливомеров типа СПУТ-18Е, ДТ, ВТ, распределительных устройств и щитов с заменой реле, контакторов и электропроводки; восстановительный ремонт плат с одно- и многослойным печатным монтажом и размещенными на них микросхемами и микромодулями; регулировка и восстановительный ремонт блока демпферов БД-1, блока разовых команд БРК-000-01, блока сравнения БС-005, блока ухода БУ-04-02; перепрограммирование бортовых ЦВМ, настройка гидромеханической и электронной систем управления двигателями.

В лаборатории А и РЭО:

Восстановительный ремонт: корректора заданной высоты типа КЗВ-0-15, вычислителя типа ВС МВ-1-15 системы СВС-ПН-15; блоков инерциальной системы И-11; блока "посадки" типа П-31-4 навигационного вычислителя НВ-ПБ; блока автомата переключения скоростей типа БАПС-77-03(08), вычислителя автомата тяги типа ВАУТ С.2 (3, 4 и т.д.); блока связи с директорными приборами БСДП (1606) системы САУ1Т-2(1); блоков КВ систем управления закрылками и стабилизатором; блоков защиты и управления генераторами трехфазного тока БЗУ, БРЗУ; блоков регулирования напряжения и частоты БРН, БРЧ.

Пооперационный контроль качества ТО и Р или ВР: значений суммарной погрешности высотомера на изделии "Высотомер механический" типа ВМ-15, ВМ-15Б, ВМФ-50К; составления бортовых таблиц поправок высотомера электромеханического типа ВЭМ-72К, ВЭМ-72ПБ; технического обслуживания "Кислородного компрессора" типа КП-75М; составления бортовых таблиц "Указателя скорости" типа УС-2, УС-Н, УС-И6; выходного напряжения тахогенератора, выходного напряжения двигателя генератора механизма вращательного действия типа МВД2Д3; настройки циклограммы, времени обработки циклограммы механизма поступательного типа МП-100М-2С; МП-100МТ; МП-250.