Божественный сон. Коли сниться то, чему причины нет, образы чего смазаны, мимолетны, не ясны сразу и по пробуждении стремятся исчезнуть, то, что не свойственно спящему - те сны либо от богов даны, либо предсказуют наказание за содеянное зло, либо предвещают вознаграждение за доброе. То и надлежит толковать. Душа спящего от тела отлетает, также ровно, как и в смерти, посему издревле в народе нашем сон смерти уподобляют - «сон смерти брат», «уснул - помер», «сонный, что мертвый». Сознанием своим над сном человек не властен, что равно одинаково и для сна пустого, и для вещего видения - «хмельной да сонный не свою думу думают», «сонный да пьяный - божевольный». Душа в сонном странствии своем либо у тела вьется, верви велесовой держась, либо отлетает во мир инший, на тот свет. И виденное там, что боги ей кажут, либо предки подскажут, о грядущем, о спрашиваемом, о важном, во знаках нашему сознанию понятных, приносит она.
Простой сон.
Коли сниться то, о чем думал - значит ждал, что видел - значит слышал нынче, что из равновесия вывело, что тебе привычно - то сон простой. Ибо, ждавший гостей - видит их приезд, слышавший о торговле - ярмарку, подравшийся - драку - значит недруга, кузнец - собственную работу.
Прямозначимый сон.
Иное как видится, так и понимать следует. Ибо то, что случится вот-вот, толковать которое времени нет, с великой силой подается нам, в прямом своем виде. Коли есть опасность попасть в крушение, крушение же и сниться, в более-менее доступном пониманию виде. То сон прямозначимый.
Пустое видение.
Сон от движения чувств, от телесных ощущений. Ибо влюбленный видит свою милую, больной - исцеление, голодный - еду. Болеющие нередко видят огонь, яд, нас - значите. Переевшие на ночь - муки, избиение, разные страсти.
Пустой сон.
Сон, навеянный обстановкой вокруг спящего,. Ибо на сквозняке сниться ветер - значит вьюга, если играла музыка - то мелодия, при сильной жаре - пустыня и жажда. Посему, пред толкованием, рассудить надлежит, не от пустых ли причин сон.
Также сны пустые идут и от естества человеческого, ибо на пяти составах мир стоит, такой же и человек.
Символический сон.
Иное же, что не столь значимо - значит случится не тотчас, идет чрез образы иносказательные, вещающие одно через другое, что еще истолковать надо. Инший мир нашему миру, миру живых, во всем, как говорят, обратен. Вместо солнца там месяц светит, древа кореньями вверх растут, разговаривают там задом наперед, а ходят, пятясь назад. От того и образы оттуда наизнанку вывернуты, и толковать их следует с точностью до наоборот. И тогда, увиденная свадьба, предвещает похороны, а плачь во сне - к радости. Иные же знаки сна тождественны образам из мира яви - ворон - ворог и тайна, лиса - хитрость, а баран - глупость. Символические значения сего сокрыты в пословицах, обрядах и приметах. Какие-то из этих знаков уже позабыты нами, но их ведали наши предки, но их знания о том у нас в крови и в душе. До поры до времени они хранятся где-то там, в глубинах, но в нужный момент, в миг озарения, те образы оживают в нас, помогая понять и принять. Какие-то знаки еще проще - на что похоже, то и есть, с чем соотносимо, то и значит. Шипы - колкости, ссора. Соль - «солоно» придется. Иные сны толкуются в народе по внутренней связи слов, по тайночетию - какое слово на какое похоже, то с тем и связано. Это, ровно, некое духовное игранье, когда слова сближаются на основе сходства корней, по созвучию - василек - веселье, дева - на диво, корова - к реву, река - речи будут, печь - печаль, яйцо - явятся (гости). А быть может, это еще нам такая подсказка из иншего света.