РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВСЕРОССИЙСКОЙ ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ
Принят
Государственной Думой
27 декабря 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
16 января 2002 года
Всероссийская перепись населения является основным источником формирования официальной статистической информации, касающейся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.
1. Всероссийская перепись населения (далее также - перепись населения) представляет собой сбор сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации, и проводится на всей территории Российской Федерации в соответствии с официальной статистической методологией в целях формирования официальной статистической информации о демографических, об экономических и о социальных процессах.
2. Всероссийская перепись населения проводится с соблюдением прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища.
3. Сведения, полученные в ходе Всероссийской переписи населения, не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда человеку и гражданину, затруднения реализации его прав и свобод.
4. Участие во Всероссийской переписи населения является общественной обязанностью человека и гражданина.
Правовой основой Всероссийской переписи населения являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
1. Всероссийская перепись населения проводится не реже чем один раз в десять лет.
2. Срок проведения Всероссийской переписи населения представляет собой период, в течение которого осуществляется сбор сведений о населении. Дата Всероссийской переписи населения представляет собой момент (год, месяц, день и час), на который осуществляются сбор сведений о населении и его учет.
3. Срок проведения и дата Всероссийской переписи населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Между всероссийскими переписями населения, но не позднее чем через пять лет после очередной переписи населения проводится выборочное федеральное статистическое наблюдение в отношении части лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения, на основе выборки не менее 5 процентов населения Российской Федерации (далее - микроперепись населения). Срок проведения и дата микропереписи населения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Организация проведения микропереписи населения регламентируется настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
1. Всероссийской переписи населения подлежат:
1) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 2 настоящей статьи;
2) граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, но находящиеся на дату Всероссийской переписи населения за пределами Российской Федерации.
2. Всероссийской переписи населения не подлежат иностранные граждане, обладающие иммунитетом и привилегиями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
1. В целях проведения Всероссийской переписи населения Правительство Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями определяет:
1) федеральный орган исполнительной власти, ответственный за подготовку и проведение Всероссийской переписи населения, обработку полученных сведений, подведение итогов Всероссийской переписи населения, их официальное опубликование, хранение переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения и ее методологическое обеспечение (далее - федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения);
2) федеральные органы исполнительной власти, ответственные за:
организацию и методическое обеспечение работ по изготовлению картографических материалов (схематические планы городских и сельских поселений, карты административных районов), необходимых для проведения Всероссийской переписи населения;
проведение переписи отдельных категорий населения;
обеспечение безопасности лиц, осуществляющих сбор сведений о населении, сохранности переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения;
3) особенности организации и проведения переписи населения на отдельных территориях Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, при осуществлении своих полномочий по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Координация деятельности указанных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть возложена на специальный орган (комиссию), создаваемый в этих целях Правительством Российской Федерации.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления оказывают содействие федеральным органам исполнительной власти, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, в осуществлении их полномочий.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями предоставляют федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, сведения о муниципальных образованиях, перечне населенных пунктов и (или) административно-территориальных единиц, входящих в состав муниципальных образований, границах муниципальных образований.
4. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.11.2009 N 293-ФЗ.
5. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации передается осуществление следующих полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения:
1) обеспечение помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении;
2) обеспечение охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения;
3) предоставление необходимых транспортных средств, средств связи.
6. Осуществление указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий может быть передано законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления.
7. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, издает методические и инструктивные материалы об осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий.
8. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения:
1) осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;
2) утверждает форму и содержание отчетности об осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий, а также периодичность ее представления;
3) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий подготавливает предложения об изъятии указанных полномочий у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вносит эти предложения в Правительство Российской Федерации для принятия соответствующего решения.
9. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации):
1) организуют осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий в соответствии с федеральными законами и предусмотренными пунктом 7 настоящей статьи нормативными правовыми актами, в том числе определяют ответственных за осуществление указанных полномочий должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
2) обеспечивают эффективное использование субвенций, предоставленных из федерального бюджета для осуществления указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий, а также своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения, отчетности по установленной форме об осуществлении указанных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей, расходовании предоставленных субвенций.
10. Органы местного самоуправления при подготовке и проведении Всероссийской переписи населения:
1) обеспечивают наличие в муниципальных образованиях указателей названий улиц, номеров домов и номеров квартир;
2) представляют по запросу федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение Всероссийской переписи населения, данные о количестве жилых помещений и иных помещений, находящихся в муниципальной собственности, и численности лиц, проживающих и зарегистрированных в жилых помещениях по месту жительства или пребывания, а также лиц, проживающих и зарегистрированных в указанных иных помещениях по месту пребывания;
3) оказывают содействие федеральному органу исполнительной власти, ответственному за проведение Всероссийской переписи населения, в привлечении граждан, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, к сбору сведений о населении, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении ими указанных в пункте 5 настоящей статьи полномочий.
11. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе обязанности по содействию в проведении Всероссийской переписи населения, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи, исполняются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, за исключением обязанностей, исполнение которых законами указанных субъектов Российской Федерации передается органам местного самоуправления.
12. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения, является оператором, организующим и осуществляющим обработку персональных данных лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения.
13. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение Всероссийской переписи населения, от имени Российской Федерации осуществляет правомочия обладателя официальной статистической информации, сформированной в результате проведения Всероссийской переписи населения, в пределах, установленных федеральными законами.
1. Сведения о населении могут содержать следующие данные о лицах, подлежащих Всероссийской переписи населения:
пол;
возраст (дата рождения);
гражданство (состояние в гражданстве, наличие двойного гражданства, наименование государства или государств, гражданином которых является опрашиваемое лицо);
национальная принадлежность;
владение языками (родной язык, русский язык, другой язык или другие языки);
образование (дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее - бакалавриат, высшее - специалитет, магистратура, высшее - подготовка кадров высшей квалификации);
состояние в браке;
количество детей;
отношения с членами домохозяйства, под которым для целей настоящего Федерального закона понимается группа лиц, проживающих в жилом доме, квартире или комнате либо части жилого дома или квартиры, совместно обеспечивающих себя необходимыми средствами к существованию и объединяющих полностью или частично свои доходы, либо лицо, проживающее в жилом доме, квартире или комнате либо части жилого дома или квартиры и самостоятельно обеспечивающее себя необходимыми средствами к существованию;
место рождения (наименование государства, субъекта Российской Федерации);
место жительства и (или) место пребывания (наименование государства, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, городского, сельского поселения);
жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки дома, размер общей и жилой площади, количество жилых комнат, виды благоустройства жилого помещения);
источники средств к существованию (доход от трудовой деятельности или иного занятия, пенсия, в том числе пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, другой вид государственного обеспечения, иной источник средств к существованию);
занятость либо безработица (наличие работы или иного занятия, являющихся источниками средств к существованию, либо их отсутствие);
миграция (продолжительность проживания или пребывания, прежнее место жительства или пребывания, продолжительность пребывания на территории иностранного государства, причина въезда в Российскую Федерацию, передвижение от места жительства или пребывания до места работы).
О лицах, временно находящихся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляется сбор сведений, касающихся цели их приезда в Российскую Федерацию.
2. Сбор сведений о населении, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, а равно принуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе указанные сведения не допускается.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 204-ФЗ.
3. Сбор сведений о населении осуществляется путем опроса населения и заполнения переписных листов при обходе жилых и иных помещений, в которых проживают (пребывают) опрашиваемые лица. Сбор указанных сведений также может осуществляться либо с использованием средств связи, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет", либо в специальных помещениях, предоставляемых для этих целей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона.
В целях обеспечения полноты сбора сведений о всех членах домохозяйства в случае их отсутствия в период, в течение которого проводится перепись населения, или отказа сообщить сведения о себе сбор сведений о поле и возрасте (дате рождения) этих лиц может быть осуществлен путем их получения на основании административных данных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок сбора сведений о населении в электронной форме, определяющий требования к программному обеспечению, техническим средствам, включая носители информации, каналам связи, средствам защиты и форматам предоставления данных в электронной форме, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.
Сбор сведений о населении в электронной форме осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
4. Опрос населения осуществляется на русском языке. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, опрос населения может осуществляться на государственном языке соответствующей республики. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации опрос населения может осуществляться на языке соответствующего коренного малочисленного народа. В случае, если опрашиваемое лицо не владеет языком, на котором осуществляется опрос, ему обеспечивается право на пользование услугами переводчика.
5. Переписные листы заполняются на русском языке.
При опросе населения переписные листы заполняются лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, со слов опрашиваемых лиц или непосредственно лицами, подлежащими Всероссийской переписи населения.
Переписные листы могут быть заполнены лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, в части данных о поле, возрасте (дате рождения) в соответствии с абзацем вторым пункта 3 настоящей статьи.
Электронная форма переписного листа заполняется лицами, подлежащими Всероссийской переписи населения, при представлении ими сведений в электронной форме путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет", при условии, что данные лица прошли регистрацию в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", а также лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, при заполнении ими переписного листа с использованием электронных вычислительных машин и других компьютерных устройств при опросе населения или на основании административных данных.
1. Переписной лист представляет собой документ установленного образца на бумажном носителе или в электронной форме, содержащий полученные в ходе проведения Всероссийской переписи населения сведения о лицах, находящихся на дату ее проведения на территории Российской Федерации.
2. Бланки переписных листов на бумажном носителе или в электронной форме содержат вопросы к опрашиваемым лицам в целях получения сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона. Формы бланков переписных листов на бумажном носителе утверждаются Правительством Российской Федерации. Форма и текст бланков переписных листов в электронной форме должны совпадать с формой и текстом бланков переписных листов на бумажном носителе. Бланки переписных листов в электронной форме, подготовленные программно-техническими средствами для заполнения их лицами, подлежащими Всероссийской переписи населения, а также лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, применяются при представлении сведений в электронной форме, в том числе путем использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть "Интернет".
2.1. Для контроля за заполнением переписных листов, сводки и группировки полученных сведений лицами, осуществляющими сбор сведений о населении, со слов опрашиваемых лиц в отношении каждого домохозяйства, жилого помещения, иного помещения составляются списки лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения. Эти списки составляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения, и уничтожаются им по достижении цели обработки полученных сведений. В списках лиц, подлежащих Всероссийской переписи населения, указываются идентифицирующие опрашиваемое лицо данные (фамилия, имя, отчество, место жительства или пребывания, а также с устного согласия опрашиваемого лица страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, адрес электронной почты и номер контактного телефона (при их наличии). Указанные данные к сведениям о населении не относятся и в переписные листы не включаются.
3. Переписные листы и иные документы Всероссийской переписи населения, содержащие сведения о населении, имеют защиту, степень которой определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. Порядок хранения переписных листов и иных документов Всероссийской переписи населения определяется Правительством Российской Федерации.
1. Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат разглашению или распространению и используются только в целях формирования официальной статистической информации.
2. Обработка сведений о населении, содержащихся в переписных листах, осуществляется в условиях, обеспечивающих их защиту от несанкционированного доступа и предотвращение их хищения, утраты, подделки или иного искажения.
3. Лица, которые имеют доступ к сведениям о населении, содержащимся в переписных листах, и допустили утрату или разглашение этих сведений либо фальсифицировали их или содействовали их фальсификации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обязанность не разглашать информацию ограниченного доступа о населении, полученную в ходе проведения переписи населения, должна предусматриваться договорами, заключенными с гражданами, привлеченными к работе по проведению переписи населения, а в отношении должностных лиц - нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
1. К работе по сбору сведений о населении привлекаются граждане Российской Федерации, прошедшие специальное обучение.
2. Порядок организации обучения, условия оплаты труда лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении, и выплаты им вознаграждения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
1. Подведение итогов Всероссийской переписи населения осуществляется в порядке и в срок, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Итоги Всероссийской переписи населения являются доступными каждому и подлежат официальному опубликованию.
1. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением Всероссийской переписи населения, подведением и опубликованием ее итогов, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
2. Средства на осуществление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации указанных в пункте 5 статьи 5 настоящего Федерального закона полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона полномочий, определяется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации и содержащей порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций.
3. Порядок расходования и учета указанных в пункте 2 настоящей статьи средств на осуществление переданных в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона полномочий устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Средства на осуществление указанных в пункте 5 статьи 5 настоящего Федерального закона полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
5. В случае использования указанных в пункте 2 настоящей статьи средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Контроль и надзор за расходованием средств на предоставление субвенций для осуществления переданных в соответствии с пунктом 5 статьи 5 настоящего Федерального закона полномочий проводятся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере финансово-бюджетного надзора, федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение Всероссийской переписи населения, и Счетной палатой Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
25 января 2002 года
N 8-ФЗ