РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Принят
Государственной Думой
4 октября 1996 года
Одобрен
Советом Федерации
13 ноября 1996 года
Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О космической деятельности" (Российская газета, 1993, 6 октября) следующие изменения и дополнения:
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"Настоящий Закон направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности Российской Федерации и дальнейшего расширения международного сотрудничества Российской Федерации.
В Российской Федерации исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, являются важнейшими приоритетами государственных интересов.".
2. Статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. Правовое регулирование отношений в области космической деятельности
Отношения в области космической деятельности регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.".
3. В статье 2:
в пункте 1:
абзац второй изложить в следующей редакции:
"К основным направлениям космической деятельности относятся:";
абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания:";
дополнить пункт новыми абзацами восьмым, девятым и десятым следующего содержания:
"использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве;
испытания техники в условиях космоса;";
абзацы восьмой и девятый считать соответственно абзацами одиннадцатым и двенадцатым;
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.".
4. Изложить статьи 3 - 7 в следующей редакции:
"Статья 3. Цели космической деятельности
Целями космической деятельности являются:
содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения Российской Федерации путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования;
укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры;
содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации;
дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах;
развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности.
Статья 4. Принципы космической деятельности
1. Космическая деятельность осуществляется в соответствии со следующими принципами:
содействия поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники;
поощрения привлечения внебюджетных средств в космическую деятельность при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечения гарантий соблюдения государственных интересов Российской Федерации;
обеспечения безопасности космической деятельности и охраны окружающей природной среды;
равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества Российской Федерации в области космоса;
международной ответственности Российской Федерации за осуществляемую космическую деятельность;
рационального сочетания и сбалансированного развития космической техники и космических технологий, применяемых в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности Российской Федерации (далее - космическая техника двойного назначения).
Не допускается космическая деятельность, запрещенная международными договорами Российской Федерации.
2. Космическая деятельность, а также распространение информации о космической деятельности осуществляются с соблюдением установленных законом требований охраны государственной тайны, служебной и коммерческой тайны, а также результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них.
Статья 5. Руководство космической деятельностью
1. Космическая деятельность находится в ведении Российской Федерации.
2. Общее руководство космической деятельностью осуществляет Президент Российской Федерации.
Президент Российской Федерации:
рассматривает и утверждает основные положения государственной политики в области космической деятельности;
устанавливает особо важным космическим проектам и программам статус президентских;
решает наиболее важные вопросы государственной политики в области космической деятельности.
3. Правительство Российской Федерации:
реализует государственную политику в области космической деятельности в интересах науки, техники, различных отраслей экономики и международного сотрудничества Российской Федерации;
координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций, участвующих в осуществлении космической деятельности;
обеспечивает функционирование и развитие ракетно-космической отрасли и космической инфраструктуры;
рассматривает и утверждает Федеральную космическую программу, долгосрочные космические программы Российском Федерации, государственный заказ на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры и государственный оборонный заказ на разработку, производство и поставки космического вооружения и военной техники;
вносит в установленном порядке предложения о финансировании Федеральной космической программы;
обеспечивает благоприятные условия для разработки перспективных космической техники и космических технологий и осуществляет политику государственной поддержки ракетно-космической отрасли;
координирует вопросы международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации;
утверждает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, регламентирующие порядок разработки, создания, испытаний использования (эксплуатации) космической техники;
назначает государственные комиссии по испытаниям космической техники.
Статья 6. Компетенция федерального органа исполнительной власти по космической деятельности
Федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности осуществляет руководство космической деятельностью в интересах науки, техники и различных отраслей экономики, организует работу по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне - космической техники двойного назначения в рамках Федеральной космической программы.
В этих целях указанный орган:
обеспечивает реализацию государственной политики в области космической деятельности совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями, участвующими в создании и использовании космической техники;
разрабатывает проект Федеральной космической программы;
осуществляет размещение государственного заказа на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры в научных и социально-экономических целях, в том числе на работы по международным космическим проектам Российской Федерации;
организует в установленном порядке использование (эксплуатацию) космической техники в целях реализации Федеральной космической программы;
совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне осуществляет размещение государственного заказа на разработку, производство и поставки космической техники двойного назначения и объектов космической инфраструктуры;
организует системные исследования по обоснованию основных направлений развития космической техники научного и социально-экономического назначения, а также совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне - космической техники двойного назначения;
обеспечивает совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения, производит закупку серийной космической техники и совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне обеспечивает ее использование (эксплуатацию);
организует и координирует работы по коммерческим космическим проектам и содействует их осуществлению;
обеспечивает совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти развитие космической инфраструктуры;
организует и осуществляет совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственные летные испытания космической техники в научных и социально-экономических целях;
выдает лицензии на виды космической деятельности;
организует сертификацию космической техники научного и социально-экономического назначения;
обеспечивает совместно с соответствующими государственными службами безопасность космической деятельности;
взаимодействует с организациями других государств, а также с международными организациями по вопросам космической деятельности, заключает в установленном порядке соответствующие международные договоры;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
выполняет иные функции, установленные Правительством Российской Федерации.
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ.
Статья 7. Компетенция в области космической деятельности федерального органа исполнительной власти по обороне
Федеральный орган исполнительной власти по обороне осуществляет реализацию государственной политики в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, а также организует работу по созданию космической техники военного назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности - космической техники двойного назначения в рамках космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники.
В этих целях указанный орган:
разрабатывает проекты космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники;
осуществляет размещение государственного оборонного заказа на разработку, производство и поставки космического вооружения и военной техники;
планирует и осуществляет использование (эксплуатацию) космической техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
обеспечивает и координирует выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по космической технике военного назначения и совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности - космической технике двойного назначения;
организует и координирует системные исследования по обоснованию основных направлений и перспектив развития космической техники военного назначения, а также совместно с федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности - космической техники двойного назначения;
организует и осуществляет в установленном порядке использование (эксплуатацию) космической техники военного назначения;
организует и осуществляет совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти государственные испытания космической техники военного назначения;
осуществляет подготовку предложений о государственной политике в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти участвует в реализации международных космических проектов и программ Российской Федерации;
координирует деятельность по разработке перспективных направлений в области космической техники и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;
организует сертификацию космической техники военного назначения;
выполняет иные функции, установленные Правительством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по обороне в случаях, предусмотренных законом, вправе мобилизовать объекты космической инфраструктуры и космическую технику.
Федеральный орган исполнительной власти по обороне вправе передавать в установленном порядке временно свободные объекты космической инфраструктуры федеральному органу исполнительной власти по космической деятельности для использования (эксплуатации) их при осуществлении космической деятельности в научных и социально-экономических целях.".
5. В статье 8:
в абзаце первом пункта 1 слово "народно-хозяйственных" заменить словом "социально-экономических";
абзацы третий - пятый утратили силу. - Федеральный закон от 13.07.2015 N 216-ФЗ.
6. В абзаце первом статьи 9 слово "народно-хозяйственных" заменить словом "социально-экономических".
7. В абзаце первом пункта 1 статьи 10 после слов "космические объекты", исключить слова "наземные и иные", слово "народно-хозяйственных" заменить словом "социально-экономических".
8. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2022 N 578-ФЗ.
9. Изложить статьи 12 - 16 в следующей редакции:
"Статья 12. Финансирование космической деятельности
1. Объем финансирования космической деятельности определяется в федеральном бюджете на соответствующий год.
Финансирование космической деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном для государственного оборонного заказа, посредством выделения ассигнований из федерального бюджета государственному заказчику в размере до одного процента валового внутреннего продукта Российской Федерации и распределяется между исполнителями работ в соответствии с государственными контрактами.
2. Государственный заказчик и исполнитель работ вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства.
3. Организациям и гражданам, участвующим в осуществлении космических проектов, могут в установленном порядке предоставляться государственные гарантии и льготы.
4. Иностранные инвестиции в космическую деятельность, связанную с выполнением федеральных космических программ, могут гарантироваться средствами федерального бюджета, а также имуществом, находящимся в государственной федеральной собственности.
Иностранные инвестиции в космическую деятельность организаций и граждан Российской Федерации могут гарантироваться средствами этих организаций и граждан либо интеллектуальной или иной собственностью.
Абзацы девятый - десятый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 14. Государственный заказ на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры
Государственный заказ на разработку, производство и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры различного назначения формируется и размещается на основании федеральных космических программ в порядке, установленном для государственного оборонного заказа.
Статья 15. Использование (эксплуатация) космической техники
1. Использование (эксплуатация) космической техники (при условии государственной регистрации прав на нее) осуществляется ее собственником либо лицом, которому собственником или уполномоченным собственником лицом предоставлены в установленном законом порядке права на использование (эксплуатацию) космической техники.
Компоненты космической техники, являющиеся государственной собственностью, могут находиться в хозяйственном ведении или оперативном управлении одного или нескольких предприятий, если это не нарушает технологический режим функционирования такой техники.
Компоненты космической техники могут быть изъяты из хозяйственного ведения или оперативного управления предприятий в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Космическая техника, снятая с эксплуатации, может быть передана в установленном порядке учреждениям, организациям, основная деятельность которых направлена на использование результатов космической деятельности в целях образования, науки и культуры.
Статья 16. Интеллектуальная собственность
Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности, полученных при разработке космической техники и космических технологий, а также использование исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляются в порядке, определяемом Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами Российской Федерации в области интеллектуальной собственности.".
10. Название раздела IV изложить в следующей редакции:
"Раздел IV. Космические объекты, космическая инфраструктура".
11. В статье 18:
название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 18. Космическая инфраструктура";
в пункте 1:
абзац первый изложить в следующей редакции:
"1. Космическая инфраструктура Российской Федерации включает в себя:";
в абзаце шестом слово "переработки" заменить словом "обработки";
в абзаце девятом слово "приземления" заменить словом "посадки";
в абзаце тринадцатом слова "Наземные и иные объекты" заменить словом "Объекты";
в пункте 2:
в абзаце первом слова "Наземные и иные объекты" заменить словом "Объекты";
в абзаце втором слова "наземных и иных" исключить;
пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:
"3. Выделение земельных участков и использование их под объекты космической инфраструктуры и прилегающие к ним зоны отчуждения осуществляются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
4. Деятельность организаций Российской Федерации по использованию (эксплуатации) объектов космической инфраструктуры за пределами юрисдикции Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Законом.".
12. В статье 19:
название статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 19. Особенности управления космическими объектами";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Управление космическими объектами Российской Федерации на всех этапах от их запуска до завершения полета осуществляют организации, ответственные за использование (эксплуатацию) этих объектов.";
абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. Посадка космических объектов Российской Федерации производится на полигонах посадки космических объектов.";
в абзаце втором пункта 2 и абзаце первом пункта 5 исключить слова "и управления";
в абзаце первом пункта 5 слова "Российское космическое агентство совместно с Министерством обороны Российской Федерации информирует" заменить словами "Федеральные органы исполнительной власти, указанные в статьях 6 и 7 настоящего Закона, информируют".
13. В статье 20:
абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Порядок и условия проведения конкурса определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, указанными в статьях 6 и 7 настоящего Закона.";
в пункте 2 слово "законодательством" заменить словами "законами и иными нормативными правовыми актами";
в абзаце первом пункта 3 слово "гражданин" заменить словом "космонавт - гражданин".
14. В статье 21:
в названии статьи и в пунктах 1 - 4 исключить слова "наземных и иных";
пункт 5 исключить.
15. Статью 22 изложить в следующей редакции:
"Статья 22. Обеспечение безопасности космической деятельности
1. Любая космическая деятельность осуществляется с соблюдением требований безопасности, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность и общее руководство работами по обеспечению безопасности космической деятельности возлагаются на федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне.
Космическая деятельность должна осуществляться с учетом обеспечения уровня допустимых антропогенных нагрузок на окружающую природную среду и околоземное пространство.
2. Федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне по требованию заинтересованных организаций и граждан обязаны предоставлять информацию об опасности, возникающей при осуществлении космической деятельности.
При возникновении угрозы для безопасности населения и окружающей природной среды федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне незамедлительно информируют об этом соответствующие органы государственной власти, а также организации и граждан.".
16. В пункте 1 статьи 23 слово "законодательством" заменить словами "законами и иными нормативными правовыми актами".
17. В статье 24:
в пункте 1 исключить слова "и управления";
абзацы третий - четвертый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;
в пункте 3 слова "республиканского бюджета Российской Федерации" заменить словами "федерального бюджета".
18. Изложить статьи 25 и 26 в следующей редакции:
"Статья 25. Страхование космической деятельности
1. Организации и граждане, которые используют (эксплуатируют) космическую технику или по заказу которых осуществляются создание и использование (эксплуатация) космической техники, производят обязательное страхование жизни и здоровья космонавтов, работников объектов космической инфраструктуры, а также ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу других лиц, в порядке и на условиях, которые установлены законом.
2. Организации и граждане, осуществляющие космическую деятельность, могут производить добровольное страхование космической техники (рисков утраты, недостачи или повреждения космической техники)".
Абзацы пятый - седьмой утратили силу. - Федеральный закон от 05.03.2004 N 8-ФЗ.
19. В пункте 3 статьи 27 слова "предусмотренном настоящим Законом" заменить словами "установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Законом".
20. Статью 30 изложить в следующей редакции:
"Статья 30. Ответственность за причинение вреда при осуществлении космической деятельности
1. Ответственность за вред, причиненный космическим объектом Российской Федерации при осуществлении космической деятельности на территории Российской Федерации или за ее пределами, за исключением космоса, возникает независимо от вины причинителя такого вреда.
2. Если в любом месте, помимо поверхности Земли, космическому объекту Российской Федерации или имуществу на борту такого объекта причинен вред другим космическим объектом Российской Федерации при осуществлении космической деятельности, возмещение причиненного вреда в полном объеме возлагается на организацию или гражданина, владеющих космическим объектом, причинившим вред, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица космическим объектом Российской Федерации при осуществлении космической деятельности на территории Российской Федерации или за ее пределами, подлежит возмещению организацией или гражданином, застраховавшими свою ответственность за причинение вреда, в объеме и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
29 ноября 1996 года
N 147-ФЗ