Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 122


Статья 122 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Требования к товарам при их убытии с таможенной территории Российской Федерации (действующая редакция)

1. Товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенный таможенный режим, за исключением изменения количества и состояния товаров вследствие естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

2. Лица не несут ответственность за несоблюдение положений настоящей статьи в случае, если утрата либо изменение состояния товаров произошли вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, а в случаях, предусмотренных техническими регламентами и стандартами, действующими в Российской Федерации, - при изменении сведений о количестве товаров из-за погрешности методов измерения.

3. Российские товары могут быть вывезены в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенный таможенный режим, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

4. При предъявлении товаров таможенному органу в месте их убытия по запросу декларанта таможенный орган подтверждает количество фактически вывезенных товаров.

Статья 121
Погрузка товаров на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации
Статья 123
Товары, подлежащие декларированию

Комментарий к ст. 122 ТКТС РФ

1. Анализ данной статьи показал, что в ней закреплен порядок применения такой формы таможенного контроля, которая предназначена для проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств и ранее не упоминалась в ТК РФ. По своему содержанию эту форму таможенного контроля можно сравнить с налоговыми проверками, которые раньше проводились с учетом положений части первой НК РФ.

2. Такая форма таможенного контроля, как таможенная проверка, проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Проверяемыми лицами могут быть:

- декларант;

- таможенный представитель;

- перевозчик (в том числе таможенный перевозчик);

- лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;

- лицо, осуществляющее временное хранение товаров;

- владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;

- уполномоченный экономический оператор;

- иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;

- лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении или пользовании находятся товары с нарушением установленного порядка (в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу).

3. Объектами таможенной проверки выступают:

- факт помещения товаров под таможенную процедуру;

- достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров (причем проверять достоверность таких сведений уже после выпуска товаров таможенные органы вправе только в течение трех лет, начиная со дня, когда товары утратили статус находящихся под таможенным контролем (см. комментарий к ст. 99 ТК ТС ЕврАзЭС));

- соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;

- соблюдение требований, установленных таможенным законодательством к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;

- соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;

- соблюдение установленных условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза;

- соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза.

Необходимо обратить внимание на то, что документы, которые необходимы для таможенного контроля, субъект предпринимательской деятельности должен хранить не менее пяти календарных лет, начиная с того года, в котором товары вышли из-под таможенного контроля. А это означает, что проверяемое лицо вправе не представлять проверяемым лицам документы за более ранние периоды.

4. Таможенная проверка может быть двух видов: камеральная (по месту нахождения таможенного органа) и выездная (по месту нахождения проверяемого лица). Она проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в законом установленном порядке.

Целесообразно отметить, что в Таможенном кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ) были также закреплены две формы проведения таможенной ревизии: общая и специальная, но при этом они не отличались ни по предмету, ни по порядку их проведения. ТК ТС ЕврАзЭС исправил данное положение, разделив таможенные проверки по характеру и способу проведения.

В комментируемом законодательном акте выездная таможенная проверка, являющаяся по своей сути аналогом таможенной ревизии по ТК РФ, подверглась более подробному рассмотрению по сравнению с камеральной проверкой. Более полно понятия этих проверок раскрыты в комментариях к ст. ст. 131, 132 ТК ТС ЕврАзЭС.

5. При проведении таможенной проверки могут применяться другие формы таможенного контроля, такие как: проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности.

Более полно все эти формы раскрыты гл. 16 ТК ТС ЕврАзЭС.

6. Перед непосредственным проведением выездной таможенной проверки должна быть осуществлена подготовительная работа. В процессе подготовительной работы проверяющему органу надо определить перечень вопросов, которые подлежат проверке, а также при необходимости разработать программу проведения проверки.

Проведению таможенной проверки предшествует подготовительная работа, которая проводится должностными лицами уполномоченного подразделения на основании обоснованных предложений по выбору объекта (объектов) таможенной проверки, изложенных в докладной записке должностного лица уполномоченного подразделения на имя начальника этого подразделения (в ФТС России - служебной запиской на имя начальника (заместителя начальника) ГУФТДиТР), либо в поручении вышестоящего таможенного органа, либо в утвержденном начальником таможенного органа акте инспекторской проверки.

Согласно Приказу ФТС России от 29.04.2011 N 895 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки" должностные лица уполномоченного подразделения проводят подготовительную работу в минимальный срок, не превышающий по продолжительности 6 (шести) месяцев с даты наложения резолюции начальником уполномоченного подразделения на докладной, служебной записках, указанных в абзаце первом настоящего пункта, служебной записке структурного подразделения, инициирующего проведение таможенного контроля в форме таможенной проверки, структурного подразделения, проводившего инспекторскую проверку, либо с даты наложения резолюции начальником таможенного органа на письме вышестоящего таможенного органа с поручением о проведении таможенной проверки.

При назначении встречной выездной таможенной проверки подготовительная работа не может превышать 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления поручения о проведении такой проверки в таможенный орган либо с даты наложения резолюции начальником уполномоченного подразделения на докладной записке, указанной в абз. 1 комментируемой части.

Подготовительная работа может включать следующие действия:

1) сбор сведений о проверяемом лице, в том числе:

- о месте нахождения юридического лица, месте осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) месте фактического осуществления их деятельности (далее - объекты проверяемого лица);

- о должности, фамилии, имени, отчестве руководителя юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) и лица, выполняющего функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера юридического лица, индивидуального предпринимателя;

- о внешнеэкономической деятельности проверяемого лица;

- о ранее проведенных в отношении проверяемого лица таможенных проверках или иных формах таможенного контроля и их результатах;

- иных сведений, необходимых для проведения таможенной проверки;

2) подготовка и направление запросов о представлении документов и сведений:

- в государственные органы и организации, а также в иные организации в соответствии с ч. 4 ст. 98 ТК ТС ЕврАзЭС (за исключением лица, в отношении которого по результатам подготовительной работы может быть назначена таможенная проверка);

- в другие структурные подразделения таможенного органа, назначившего проверку, или в таможенные органы;

3) изучение и анализ:

- документов и сведений, представленных лицом при осуществлении таможенных операций;

- информации, имеющейся у структурных подразделений таможенного органа, поступившей из таможенных, налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов, а также сообщений и заявлений российских и иностранных лиц, средств массовой информации и компетентных органов иностранных государств, международных организаций и прочих лиц;

- сведений, содержащихся в базе данных электронных копий таможенных деклараций и иных базах и банках данных таможенных органов Российской Федерации, в том числе поступивших из налоговых, правоохранительных и иных государственных контролирующих органов;

- информации, полученной из иных источников официальным путем;

4) уточнение перечня вопросов, подлежащих проверке;

5) подбор и изучение нормативных правовых актов, касающихся вопросов проверки;

6) анализ результатов применения форм таможенного контроля для принятия решения о назначении таможенной проверки (в том числе встречной).

Должностные лица уполномоченного подразделения, проводившие подготовительную работу, оформляют ее результаты в виде докладной записки на имя начальника (заместителя начальника, осуществляющего координацию и контроль деятельности уполномоченного подразделения) таможенного органа, содержащей сведения о должностном лице (лицах), проводившем подготовительную работу, о проведенных мероприятиях, а также обоснованные выводы о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенной проверки, предложения о форме таможенной проверки (камеральная, выездная) или применению иных форм таможенного контроля, предусмотренных главой 16 ТК ТС ЕврАзЭС.

Докладная записка визируется лицом (лицами), проводившим подготовительную работу, и подписывается начальником уполномоченного подразделения. Докладная запуска направляется для принятия решения начальнику (заместителю начальника, осуществляющему координацию и контроль деятельности уполномоченного подразделения) таможенного органа.

Если по результатам подготовительной работы сделан вывод о целесообразности назначения выездной таможенной проверки, к докладной записке прилагаются проект решения о проведении выездной таможенной проверки и программа ее проведения.

7. В ходе проведения таможенной проверки могут быть привлечены должностные лица других контролирующих государственных органов стран - участниц Таможенного союза (например, для разъяснения отдельных вопросов) с учетом национального законодательства в порядке, определяемом федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также совместными актами ФТС России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Привлекаемые специалисты и эксперты из других государственных органов обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну (секреты), а также конфиденциальную информацию, касающуюся участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела.

8. В случае выявления признаков административного правонарушения или преступления применяются меры с учетом национального законодательства.

Таможенные органы Беларуси, Казахстана и России следят за тем, чтобы деятельность в околотаможенной сфере осуществлялась без нарушений, в соответствии с законодательством ТС и национальным законодательством стран - участниц ТС. В настоящее время составы административных правонарушений и уголовных преступлений в таможенном законодательстве трех стран в основном похожи. Однако имеются и некоторые отличия.

В отношении составов административных правонарушений значительная их часть либо частично, либо полностью совпадает. Отличается терминология в связи с различиями терминологии в таможенном законодательстве.

Субъекты административной ответственности тоже практически совпадают. При этом в Беларуси повышенную ответственность несут физические лица - индивидуальные предприниматели, в России - должностные лица. В Беларуси должностные лица повышенную ответственность не несут, хотя должностным лицом вред может быть причинен значительно больший, чем обычным гражданином. В Казахстане кроме физических лиц, должностных и юридических лиц субъектами административной ответственности являются юридические лица - субъекты малого, среднего и крупного предпринимательства, а также юридические лица - некоммерческие организации.

Есть значительные отличия в величине административных штрафов. Например, в Беларуси их размеры значительно выше, чем в Казахстане и России. Так, минимальный размер штрафа за перемещение товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля (ч. 1 ст. 421 КоАП РК, ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ, ст. 14.2 КоАП РБ) на физическое лицо составляет в Казахстане - 5 МРП (месячных расчетных показателей) - около 1350 российских рублей, в РФ - около 1500 российских рублей, в Беларуси - 20 базовых величин, или примерно 7777 российских рублей.

Страны Таможенного союза договорились о единообразном подходе к привлечению к уголовной и административной ответственности, соблюдении принципов равенства перед законом, равенства защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном и административном процессах на территории Таможенного союза. С этой целью 5 июля 2010 года стороны подписали два международных документа: Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств - членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 50 "О международных договорах Таможенного союза в сфере сотрудничества по уголовным и административным делам").

Вышеуказанным Договором с учетом общепризнанных принципов и норм международного права для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов ТС определены принципы и порядок привлечения к уголовной и (или) административной ответственности за нарушения таможенного законодательства. Контроль за соблюдением таможенного законодательства возложен на таможенные органы трех стран. Установлены единые нормы для привлечения к уголовной ответственности за совершение уголовных преступлений на территории нескольких государств-участников.

В частности, лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории Таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той стороны, на территории которой выявлено это административное правонарушение. В данном случае административный процесс (производство) осуществляется по законодательству той страны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности.

Соглашение, названное выше, также учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права. Документ призван обеспечить более широкое содействие в расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях и повысить эффективность сотрудничества в этой области, определяет порядок взаимодействия при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях и информационного обмена. Практическая реализация Соглашения будет способствовать обеспечению соблюдения таможенного законодательства, четкого применения его норм, устанавливающих уголовную и административную ответственность за нарушения. Это повысит оперативность в расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях, а также качество их расследования <1>.
--------------------------------
<1> Крапивина Л. В ТС действует единый подход к привлечению к ответственности за нарушения таможенного законодательства // belta.by/ru/person/comments/Lilija-Krapivina_i_510922.html.

Таким образом, принятые документы позволят таможенным службам Беларуси, Казахстана, России действовать согласованно и, несмотря на некоторые различия в законодательствах трех стран, применять единые подходы по привлечению к ответственности за нарушения таможенного законодательства.

На территории Российской Федерации административная ответственность регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях (глава 30). Необходимо отметить, что у участников таможенной деятельности есть возможность обжаловать постановления, вынесенные таможенными органами по делам об административных правонарушениях таможенной направленности.

Постановление об административной ответственности обжалуется в течение 5 суток со дня получения копии обжалуемого постановления (ст. 30.3 КоАП РФ). Если в вышеуказанный срок лицо его не обратилось с жалобой, постановление вступает в законную силу.

Рассмотрение жалобы происходит в 10-дневный срок со дня поступления жалобы и всех материалов дела. При рассмотрении жалоб в судебных инстанциях сроки устанавливаются законодательством.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из нижеизложенных решений:

1) оставить без изменения постановление по делу, а жалобу без удовлетворения (то есть, по мнению вышестоящего таможенного органа (или должностного лица) или суда, нет нарушений законодательства и нет оснований для удовлетворения жалобы);

2) изменить постановление, если это не ухудшает положения лица (допустим, общество привлекли к административной ответственности, назначили двукратное наказание в виде штрафа, сумма которого составила 20 миллионов рублей, так как декларируемая партия составила 10 миллионов рублей. Общество обжалует в арбитражный суд это постановление. Суд считает, что таможенный орган доказал вину общества, но решает, что назначенное наказание несоразмерно совершенному правонарушению и уменьшает размер штрафа до 5 миллионов или применяет статью 2.9 КоАП РФ);

3) отменить постановление и производство по делу окончить (ст. ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность) и 24.5 КоАП РФ (основания, исключающие производство по делу) или при недоказанности правонарушения);

4) отменить постановление и возвратить его на новое расследование (при существенных процессуальных нарушениях - например, при неуведомлении таможенным органом лица о дате и месте разбирательства по делу);

5) отменить постановление и отправить дело по подведомственности (например, привлекли физическое лицо к административной ответственности, позже выяснилось, что он индивидуальный предприниматель. Постановление отменяют и передают дело для рассмотрения в арбитражный суд).

Например, по делу N А32-35468/2012 Арбитражный суд Краснодарского края вынес Решение о признании незаконным и отмене постановления Краснодарской таможни от 26.09.2012 по делу об административном правонарушении N 10309000-1024/2012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЮгТрансЛогистика" к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.12 КоАП РФ в виде назначения административного штрафа в размере 100000 рублей.

9. Порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 ТК.

Более подробно положения о проведении таможенной проверки рассмотрены в статьях 131, 132, 133, 134, 135, 136 (см. комментарий к обозначенным статьям).

Порядок оформления результатов проверки приведен в ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС, ст. 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, конкретизирован в Приказе ФТС России от 06.07.2012 N 1373 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки".

В соответствии со ст. 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ результаты таможенной проверки оформляются:

1) актом камеральной таможенной проверки при проведении камеральной таможенной проверки;

2) актом выездной таможенной проверки при проведении выездной таможенной проверки.

В акте таможенной проверки должны содержаться сведения, указанные в ч. 3 ст. 178 Федерального закона, не допускаются помарки, подчистки.

В соответствии с ч. 4 ст. 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта таможенной проверки, который утверждается начальником таможенного органа либо лицом, его замещающим. Акт составляется в 2 (двух) экземплярах.

Акт камеральной таможенной проверки подписывается должностным лицом уполномоченного подразделения, проводившим камеральную таможенную проверку.

Акт выездной таможенной проверки подписывается председателем комиссии и членами комиссии по проведению выездной таможенной проверки.

Решение, акт, решения в области таможенного дела таможенного органа, принятые на основании акта, подлежат регистрации в журнале регистрации форм таможенного контроля, проводимых уполномоченными подразделениями. Образец указанного журнала и Правила его заполнения определяются Приказом ФТС России от 30.07.2012 N 1530 "Об утверждении образца и правил заполнения журнала регистрации форм таможенного контроля, проводимых подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров".

Все документы, имеющие отношение к проведению таможенной проверки, нумеруются и подшиваются в дело по результатам таможенной проверки с оформлением листа ознакомления с материалами таможенной проверки, листа-заверителя и внутренней описью материалов дела. Дело регистрируется в журнале. Номер дела должен соответствовать порядковому номеру по журналу.

10. Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется в соответствии с Федеральным закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Например, Приказ ФТС России от 02.08.2012 N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций".

На основании акта таможенной проверки в случае неполной уплаты или неуплаты таможенных пошлин, налогов могут быть приняты такие решения:

- о стране происхождения товаров (ст. 110 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ);

- о корректировке таможенной стоимости товаров (ст. 68 ТК ТС ЕврАзЭС, ст. 112 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ);

- по классификации товаров (ст. 52 ТК ТС ЕврАзЭС, ст. ст. 106, 178 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ);

- о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары.

Не позднее пяти рабочих дней после принятия решения по итогам таможенной проверки (пяти рабочих дней после получения копий акта проверки и принятого решения таможенным органом, осуществившим выпуск товаров), влекущего обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенный орган должен оформить акт о неуплате таможенных платежей. На его основании оформляется требование об уплате таможенных платежей.

Форма этого документа утверждена (garantf1://12082892.0/) Приказом ФТС РФ от 30 декабря 2010 г. N 2711 "Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей".

Последовательность действий по результатам таможенной проверки предполагает прежде всего составление акта таможенной проверки, принятие на основании него решений в сфере таможенного дела и лишь затем обнаружение таможенным органом факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Необходимость внесения изменений в решение о проведении выездной таможенной проверки может быть вызвана изменением состава должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение выездной таможенной проверки, установлением ранее неизвестных мест фактического осуществления деятельности проверяемого лица либо выявлением в решении о проведении выездной таможенной проверки технических ошибок (описки, опечатки).

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ