Таможенный кодекс РФ (утратил силу) | ст. 138


Статья 138 Таможенный кодекс (утратил силу) РФ. Периодическое временное декларирование российских товаров (действующая редакция)

1. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли, допускается их периодическое временное декларирование путем подачи временной таможенной декларации.

2. После фактического вывоза российских товаров с таможенной территории Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все российские товары, вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации. Подача одной или нескольких полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций осуществляется в срок, устанавливаемый таможенным органом по заявлению декларанта. При установлении такого срока учитывается срок, необходимый для фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, который не может превышать три месяца со дня окончания периода поставки, указанного в пункте 3 настоящей статьи, а также срок, необходимый декларанту для получения сведений, достаточных для подачи полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. По мотивированному запросу декларанта с разрешения таможенного органа срок подачи полной таможенной декларации может быть продлен. Предельный срок подачи полной таможенной декларации не может превышать два месяца со дня, следующего за днем фактического вывоза с таможенной территории Российской Федерации последней партии товаров.

3. Период, в течение которого предполагается отгружать для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации российские товары, декларируемые с использованием временной таможенной декларации (период поставки), определяется декларантом и не может превышать три месяца. В отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, период поставки не может превышать один календарный месяц, а временная таможенная декларация принимается таможенным органом не ранее чем за 15 дней до начала этого периода. Для целей применения настоящей статьи днем начала периода поставки товаров считается день принятия перевозчиком (первым перевозчиком при осуществлении перевозки товаров с перегрузкой (перевалкой) на другое транспортное средство) товаров для вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации. Принятие перевозчиком товаров может быть подтверждено коносаментом, приемосдаточным актом либо другим документом, обычно используемым при принятии перевозчиком товаров к перевозке данным видом транспорта, который содержит сведения о количестве поставленных товаров.

4. Во временной таможенной декларации допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение заявленного декларантом периода поставки, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству российских товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств российских товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

Убытие российских товаров с таможенной территории Российской Федерации в количестве, превышающем заявленное во временной таможенной декларации, не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 статьи 122 настоящего Кодекса.

5. При использовании временной таможенной декларации запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, применяются на день принятия таможенным органом указанной декларации.

Ставки вывозных таможенных пошлин применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Днем фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок, разрешающих убытие товаров, на транспортных (перевозочных) либо иных документах.

Если товары, заявленные в одной временной таможенной декларации, вывозятся частями, днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие каждой части товаров, заявленных во временной таможенной декларации и вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Порядок проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров, а также порядок и сроки предоставления декларанту сведений об указанных отметках устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

6. Вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации исходя из ставок, действующих на день принятия временной таможенной декларации. Если сумма подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин увеличивается в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и (или) увеличения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, доплата сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется одновременно с подачей полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Пени в указанном случае не начисляются. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, в том числе в случае уменьшения сумм подлежащих уплате вывозных таможенных пошлин в результате уточнения сведений, указанных в пункте 4 настоящей статьи, и (или) уменьшения ставки таможенной пошлины, подлежащей применению в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в соответствии со статьей 355 настоящего Кодекса.

Особенности уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи определяются статьями 312 и 314 настоящего Кодекса.

7. Если по истечении восьми месяцев, а в отношении российских товаров, которые облагаются вывозными таможенными пошлинами или к которым применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, по истечении шести месяцев со дня принятия временной таможенной декларации российские товары не будут вывезены с таможенной территории Российской Федерации, таможенная декларация, в которой такие товары были заявлены к вывозу, считается неподанной.

По мотивированному запросу заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок, но не более чем на один месяц.

Статья 137
Особенности декларирования российских товаров при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации
Статья 139
Таможенный брокер (представитель)

Комментарий к ст. 138 ТКТС РФ

1. Согласно ч. 1 комментируемой статьи таможенная экспертиза назначается в случаях, если для разъяснения возникающих вопросов при совершении таможенных операций требуются специальные познания. В юридической литературе под термином "специальные знания" понимают "систему теоретических знаний и практических навыков в области конкретной науки или техники, искусства или ремесла, приобретаемых путем прохождения специальной подготовки или обретения профессионального опыта" <1>.
--------------------------------
<1> Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997. С. 217.

При этом к специальным познаниям не относят общеизвестные и юридические познания. В то же время отнесение знаний к общеизвестным и общедоступным зависит в том числе от образовательного и интеллектуального уровня конкретного должностного лица таможенного органа, принимающего решение о назначении таможенной экспертизы, от его профессионального опыта и квалификации. Поэтому в каждом отдельном случае должностному лицу необходимо анализировать характер требуемых познаний и решать вопрос, могут ли они считаться специальными. Представляется, что необходимо всегда исходить из того, что обращение к таможенному эксперту, безусловно, не может отрицательно повлиять на устранение неразрешенных вопросов в ходе проведения таможенного контроля.

2. Часть 2 комментируемой статьи уточняет, что таможенная экспертиза назначается только таможенными органами. Из содержания формы решения о назначении таможенной экспертизы (приложение N 2 к Приказу ФТС России от 25.02.2011 N 396) следует, что само решение фактически принимается должностным лицом таможенного органа, который осуществляет таможенные операции и проводит таможенный контроль. В то же время в решении предусмотрена подпись начальника таможенного органа о согласовании. Указание наименования таможенного органа в преамбуле решения, а также подпись в нем начальника таможенного органа придают вынесенному решению статус решения, вынесенного таможенным органом.

Таможенную экспертизу проводят либо таможенные эксперты, либо эксперты иных уполномоченных организаций. При этом назначение таможенной экспертизы в иные уполномоченные организации может быть произведено только при невозможности проведения такой экспертизы таможенными экспертами. Порядок согласования с таможенным органом, проводящим таможенную экспертизу, назначения таможенной экспертизы таможенным органом в иную уполномоченную организацию, проводящую таможенную экспертизу, утвержден Приказом ФТС России от 28.07.2011 N 1541. Он предусматривает форму и сроки согласования таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, с ЦЭКТУ или его региональными филиалами, возможности проведения экспертизы в иной уполномоченной организации. Также п. 9 вышеупомянутого Приказа предусмотрены основания для несогласования (например, наличие сведений о необоснованных и (или) необъективных выводах таможенной экспертизы, проведенной иной уполномоченной организацией, полученных от судебных, таможенных или иных органов).

Эксперт, не являющийся должностным лицом таможенных органов, на основании ч. 2 ст. 173 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ привлекается на договорной основе (договор заключается между таможенным органом, назначившим экспертизу, и иной уполномоченной организацией).

3. Часть 3 комментируемой статьи очерчивает круг объектов таможенной экспертизы, в качестве которых могут выступать товары, в том числе транспортные средства, таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, необходимые для совершения таможенных операций, средства идентификации товаров. При этом комментируемый Кодекс раскрывает понятие указанных объектов в других статьях: товаров - ч. 35 ст. 4, транспортных средств - в ч. 39 ст. 4, таможенных документов - в ч. 28 ст. 4, транспортных (перевозочных) документов - в ч. 38 ст. 4, коммерческих документов в ч. 12 ст. 4, средств идентификации - в ч. ч. 1, 3 ст. 109.

4. Часть 4 комментируемой статьи устанавливает, что решение о назначении таможенной экспертизы принимает уполномоченное должностное лицо таможенного органа. Утверждение формы данного решения отнесено к компетенции национального законодательства. Статья 8 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ, в свою очередь, делегирует установление формы решения о назначении таможенной экспертизы ФТС России. Приказом ФТС России от 25.02.2011 N 396 утверждена форма решения о назначении таможенной экспертизы (приложение N 2). В то же время ТК ТС ЕврАзЭС оставил за собой право на установление ряда обязательных сведений, которые должны содержаться в решении о проведении таможенной экспертизы независимо от правотворчества государств - членов ТС, ограничительный перечень которых содержится в комментируемом пункте.

При этом нужно иметь в виду, что неуказание в решении какого-либо обязательного пункта лишает результаты таможенной экспертизы доказательственной силы, что подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Московского округа от 06.10.2010 по делу N А40-167521/09-148-1121 и Волго-Вятского округа от 28.03.2013 по делу N А17-2961/2012).

Установленной формой решения о назначении таможенной экспертизы не охвачены все нюансы, которые могут иметь место при назначении экспертизы. Так, п. 4 решения предполагает указание в нем перечня объектов исследования, которые передаются эксперту. В то же время наличие определенных свойств (к примеру, крупных габаритов) товара зачастую не позволяет осуществить его фактическую передачу экспертам. В этом случае, согласно п. 19 Методических рекомендаций о назначении экспертиз должностными лицами таможенных органов и проведении экспертиз ЦЭКТУ и экспертно-криминалистическими службами - региональными филиалами ЦЭКТУ, иными экспертными организациями и экспертами, являющихся приложением N 1 к письму ФТС России от 18.04.2006 N 01-06/13167, указывается место нахождения товара и разрешается проведение осмотра и исследования на месте. И хотя приведенные Методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, содержащиеся в них рекомендации могут быть использованы таможенными органами для полного и подробного заполнения решения о назначении таможенной экспертизы.

5. Часть 5 комментируемой статьи предоставила право отказать в проведении таможенной экспертизы в случаях: недостаточности информации для проведения таможенной экспертизы; ненадлежащего оформления решения о назначении таможенной экспертизы; несоответствия сохранности упаковки проб или образцов описанию, указанному в решении о назначении таможенной экспертизы; отсутствия необходимой материально-технической базы, специальных условий для проведения таможенной экспертизы; в иных случаях, установленных национальным законодательством. Так, на основании ч. 6 ст. 172 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ таким случаем является отсутствие в таможенном органе, проводящем таможенную экспертизу, или иной уполномоченной организации таможенного эксперта (эксперта) требуемой квалификации.

6. Часть 6 комментируемой статьи предъявляет требования к форме и содержанию отказа в проведении таможенной экспертизы: письменная форма, указание причин отказа. Вместе с отказом таможенному органу возвращаются обратно представленные таможенному эксперту (эксперту) материалы, документы, пробы и образцы. Наличие данной части имеет целью исключение необоснованных причин отказа в проведении таможенных экспертиз, а также предоставляет таможенному органу возможность анализа причин отказа для выработки превентивных мер.

7. Часть 7 комментируемой статьи обязывает таможенный орган не позднее дня, следующего за днем принятия решения о назначении таможенной экспертизы, письменно уведомить декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. Очевидно, что несоблюдение данной обязанности либо направление уведомления по неправильному адресу или ненадлежащему лицу является нарушением законных прав указанных лиц на представление своих интересов при проведении таможенной экспертизы и является, хоть и не безусловным, но возможным основанием к признанию заключения таможенного эксперта (эксперта) ненадлежащим основанием для принятия на его основе решений таможенного органа в области таможенного дела (изменение классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС, корректировка таможенной стоимости, доначисление таможенных платежей, принятие решения в порядке ведомственного контроля и т.д.).

8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства - члена ТС, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза. Соответственно, расходы на таможенные экспертизы, назначенные таможенными органами РФ, подлежат возмещению из бюджета РФ.

АПК РФ  •  ГК РФ Ч1  •  ГК РФ Ч2  •  ГК РФ Ч3  •  ГК РФ Ч4  •  ГПК РФ  •  КАС РФ  •  ЖК РФ  •  ЗК РФ  •  КоАП РФ  •  НК РФ Ч1  •  НК РФ Ч2  •  СК РФ  •  ТК РФ  •  УИК РФ  •  УК РФ  •  УПК РФ  •  БК РФ  •  ГрК РФ  •  ЛК РФ  •  ТКТС РФ  •  ВК РФ  •  ВозК РФ  •  КВВТ РФ  •  КТМ РФ